Найти тему
Foodizm (Georgia)

"5 мер по борьбе с нехваткой кадров, которыми пользуются рестораторы прямо сейчас". Интервью с Ниной Макогон

Нина Макогон основатель кадрового агентства RABOTARESTORAN,  директор департамента информационной политики Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО). Многие рестораторы пользуются услугами Нины и доверяют ее профессионализму. Нам удалось обсудить тренды и ситуацию на рынке труда ресторанного бизнеса.

Нина, ты давно работаешь с корпоративной системой ресторанного бизнеса. Все мы знаем, что если нужно найти надежного сотрудника, то это к тебе. Наш канал пишет про тренды, и в том числе тренды в управлении персоналом и корпоративной культуры. Какие важные тенденции наблюдаются в кадровой политике ресторанного бизнеса?

С 2020 года наступила эпоха «BANI» (в переводе с английского означает: хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый). Давайте разберем, как она отражается в HR ресторанной сфере:

1. Хрупкость: если рестораторам казалось, что после пандемии все вернется на свои круги, то теперь поняли, как глубоко ошибались. Те, кто уволил одним днем персонал с огромным трудом собрали новые команды, повысили зарплаты и стараются улучшить систему управления, чтобы сохранить то хрупкое доверие, что осталось.

2. Тревожность: ресторанный бизнес никогда не славился стабильностью, поэтому команды здесь всегда находятся в выжидательном положении “а вдруг что”. Вовремя выплаченная зарплата, четко разработанная стратегия развития и привлечения гостей — лучшее решение.

3. Нелинейность: крошечный вирус принудил нас к тому, чтобы запереться дома. Он поражает легендарные проекты, которые существуют десятилетиями и помогает развиваться маленьким стартапам. Ведь для людей сейчас на первом месте стоит безопасность и собственное здоровье. Рестораторы, уделяющие этим вопросам больше внимания, и кто “ближе” в своей команде - сейчас на коне.

4. Непостижимость: люди находятся в состоянии “информационной перезагрузки”. Чтобы как-то решить этот вопрос, они стараются максимально отгородить себя от лишних источников информации. Поэтому рестораторам сейчас гораздо сложнее “дотянуться” до своих потенциальных кандидатов и внедрять современные инструменты интернет-маркетинга в рекрутинговые процессы.

5 мер по борьбе с нехваткой кадров, которыми пользуются рестораторы прямо сейчас:

- Быть самым успешным рестораном в вашем городе - таким, на который ровняются все остальные. Смотрите, что делают в этом направлении: “Кофемания”, Lucky Group и др. (такой успех - редкость, достичь его достаточно сложно)

- Платить больше остальных игроков ресторанного рынка (дорого).

- Иметь уникальный соцпакет или структуру (например, горизонтальную), которых нет ни у кого другого. Это может быть развитие гибридной схемы работы (например, сомелье может выполнять работу, связанную с компьютером из дома), удобные современные условия труда (наличие просторных раздевалок) и т.д. (рискованно)

- Нанимать любого, кто готов у вас работать, жить с непрерывной текучкой кадров (глупо).

- Растить и развивать собственных сотрудников (дорого в краткосрочной перспективе, но весьма эффективно в долгосрочной; для достижения потребуется умелое управление).

Других вариантов нет. Вы либо покупаете рабочую силу, либо взращиваете ее.

Какие самые востребованные сегодня позиции, и как на это повлияла пандемия?

Все линейные сотрудники: официанты и повара — сейчас это самые востребованные специалисты в ресторанной сфере. Если говорить про топ-менеджмент - то ситуация варьируется от месяца к месяцу. В декабре, например, остро ощущалась нехватка шеф-поваров, а сейчас днем с огнем не сыщешь сомелье и управленцев.

Многие шефы проходят стажировку в Европе. Какой сейчас расклад на рынке труда для шефов, среди которых есть те, кто проходят систематические стажировки и те, чье образование ограничено только российским. Какая между ними разница и если большая, то насколько?

Постоянно обучающийся шеф (не важно в какой стране), с раскрученным инстаграмом (более 10 000 подписчиков) может претендовать в Москве на зарплату от 250 000 рублей. Такой же шеф без большого количества фолловеров будет стоить в месяц от 150 000 рублей. Ну, а те, кто считает, что у них большой опыт и нечему учиться, переживают не лучшие времена. Потому что настанет день, когда придут молодые и креативные и сместят их с Олимпа. Вывод - чтобы не оказаться за бортом, читайте книги, смотрите YouTube, следите за известными фигурами ресторанного бизнеса и обучайтесь.

Какие советы ты бы дала молодым соискателям работы в ресторанном бизнесе, если речь идет о линейном персонале. На что им обратить внимание, как правильно выбрать работу и лучшие условия для себя?

Поиск работы сейчас можно сравнить с шоппингом. Если вам что-то не нравится, вы можете найти примерно тоже самое, только с перламутровыми пуговицами за углом.

Поэтому тут главное понять, что вы хотите в итоге, понять, что вам для этого нужно и смело устраиваться в тот ресторан, который вам по душе. Просто ищете заработок рядом с домом? Это одна история. Хотите запустить свою сеть фастфуд ресторанов? Это совсем иное.

Подробно о том, как искать работу в ресторанах и как построить карьеру мечты можно узнать, прочитав мою книгу “Кого хотят рестораторы? Гид по карьере”.

На телеграм-канал Нины Макогон можно подписаться тут