"Удивить - значит победить!", так говорил легендарный Суворов. Не подозревая о существование нашего великого полководца, с этой доктриной были полностью согласны краснокожие воины Северной Америки, которые избрали основным видом боевых действий засады и внезапные нападения, а при них очень часто невозможно обойтись без различного рода ловушек и "заманух".
18 июля 1748 года двое белых колонистов, Дирк Ван Воаст и Даниэль Толл, и негр-слуга по имени Рикерт, искали заблудившихся лошадей в 5 км от приграничного городка Скенектади, провинция Нью-Йорк, на северном берегу реки Мохок. Поиски завели их в урочище Поупендаль (Бёкендаль), хорошо известное всем в округе из-за наличия в нем подковообразной лощины, куда часто приходили лизать соль олени. По дну лощины тек маленький ручеек, глинистые берега которого были хорошо утоптаны животными, приходившими к солонцу.
Когда мужчины находились рядом с этой лощиной, то услышали топот, как будто-то кто-то туда сюда гоняет лошадей. Колонисты пошли на подозрительные звуки и увидели, что источником шума является группа индейцев, играющих в квитс (quoits)*. Как только колонисты показались на виду у индейцев, то тотчас были обстреляны. Толл был убит на месте, Ван Воаст ранен и попал в плен, негр Рикерт сумел сбежать. Выстрелы были услышаны братьями Ван Слик, строящими неподалеку сарай, и они немедля послали своего раба-слугу в Скенектади поднять тревогу.
Квитс - игра на меткость. Игроки бросают предметы, как правило тяжелые кольца, стараясь попасть, как можно ближе к метке (перо, ветка), установленной на земле. Во избежание рикошетов и отскоков от земли метку устанавливают на площадке из утрамбованной, влажной глины.
Следует отметить, что время было военное - шел последний год Войны короля Георга 1745-1748 гг., когда Франция и Англия в очередной раз делили свои североамериканские колонии. Поэтому для обережения против набегов индейцев из Канады в Скенектади стояла рота ополченцев из Коннектикута (60-70 чел.). В основном эта была молодежь, не привыкшая к войне с индейцами, а командовал ими лейтенант Джон Дарлинг, замещающий отсутствующего капитана. Как только поступило известие о налете индейцев, рота Дарлинга вместе с добровольцами из местных поспешила к урочищу Поупендаль.
На подходе к урочищу ополченцев встретили братья Ван Слик, к которым к этому времени присоединился спасшийся от индейцев Рикерт. И хотя негр был очень сильно напуган, его усадили на лошадь и заставили проводить на место, где был убит его хозяин. Тем временем индейцы приготовили оригинальную ловушку против англичан, которые, как они надеялись, поспешат из Скенектади к месту нападения.
Для этого они оттащили труп покойного Толла подальше в лощину, потом усадили и связали его так, чтобы он не упал, а затем привязали к нему живую ворону. Индейцы рассчитывали, что зрелище летающей дикой птицы над живым на первый взгляд человеком возбудит любопытство, особенно горячих и неосторожных молодых людей, которые, как они предполагали, будут идти в первых рядах преследователей. Так оно и произошло.
Когда отряд колонистов прочесывал местность, их внимание очень быстро привлекло необычное поведение вороны, которая летала над сидящим человеком, и двинулись в лощину, чьи склоны поросли густым лесом. Приблизившись они с удивлением обнаружили, что человек мертв, а ворона привязана к веревке. В этот миг, когда почти все ополченцы и добровольцы втянулись в лощину, индейцы взяли свою первую плату за бесплатное развлечение.
Из леса раздался ружейный залп, сваливший на землю сразу 9 или 10 человек, а затем из-за деревьев и кустов с диким криком выскочили индейцы, размахивая томагавками и боевыми дубинками. Ополченцы тут же "наложили в штаны" и побежали, однако добровольцы из Скенектади были более закаленными бойцами. Потребовалось мгновение, чтобы они оценили ситуацию и открыли огонь, а затем, отбросив разря́женные мушкеты вступили в рукопашную. На несколько минут бой превратился в серию отчаянных схваток между белыми и красными людьми, в которых не раз случалось, что два бойца умирали одновременно, погрузив свои клинки друг в друга.
В конце концов белые сумели укрыться в пустующем доме семьи ДеГраафов, приготовившись подороже продать свои жизни. На их счастье со стороны Скенектади спешил еще один отряд ополченцев, но на этот раз состоящий из их земляков нью-йоркцев. Индейцы увидев, что чаша весов клонится на сторону противника отступили (или позорно бежали по версии колонистов), подобрав своих раненных и убитых. Поэтому их потери так никогда и не были точно известны, но судя по всему очень незначительные.
Со стороны колонистов погибло 11 граждан Скенектади и 7 ополченцев из Коннектикута, включая лейтенанта Дарлинга, погибшего от первых выстрелов. Еще пятеро колонистов и шестеро ополченцев были взяты в плен и уведены в Канаду. Дирку Ван Воаст из начала рассказа удалось сбежать от индейцев, т.к. двое юных воинов, чьим заботам была поручена охрана пленника, предпочли добывать славу в бою вместо выполнения роли надзирателей.
Когда вечером 18 июля об этом бое стало известно в Олбани, ближайшем (25 км) крупном городе от Скенектади, оттуда выступила сотня ополченцев и две сотни ирокезов, из числа собравшихся на большой Совет с губернатором Нью-Йорка Клинтоном. Ирокезы рассчитывали перехватить вражеских индейцев на их обычных тропах при возвращении в Канаду, но на этот раз они пошли «по другой дороге, чем они шли раньше», как сказал Клинтону несколько дней спустя Оннасдего, сахем Онондага, в своей речи.
Вас могут заинтересовать другие мои статьи на похожую тему: Простая тактическая хитрость индейцев, на которую неоднократно попадались бледнолицые/// Индейская наука побеждать.