Найти в Дзене

Предательство Хвоста и неидеальный Фиделиус

Как-то незаметно тема о «манипуляциях» Дамблдора со Снейпом переросла в разбор дамбигадовских измышлений вообще. Ну и ладно. Главное, как бы очернители ни пыжились, несомненным является факт, что заиметь информатора в стане Волдеморта стало для Дамблдора БОНУСОМ за то, что он проявил участие к молодому Пожирателю смерти. Именно так, а не наоборот.

Средняя температура по больнице

.

Итак, в сентябре 1981 года Снейп был принят на работу в Хогвартс. Предварительно Волдеморту пришлось уладить скользкий момент: ясно было, что Дамблдор не поверит, будто, ввиду «раскаяния», Северуса отпустили из Пожирателей подобру-поздорову; все знали, что «Тёмный Лорд отставок не даёт». А Дамблдор понимал, что Волд это понимает. Найденный выход устраивал обоих: Снейп стал двойным агентом. Каждый из лидеров считал, что служить он будет ему, а не врагу, хотя основания для такой уверенности были у них разные. Волд вообразил, что здравый смысл (кто же перебегает к тем, кто проигрывает), стремление выслужиться и страх перед хозяином обеспечат ему преданность Северуса. А разве легилименция не гарантировала абсолютный контроль над слугами? Информация из школы поначалу поступала довольно скромная, но Тёмный Лорд надеялся, что со временем возможности его шпиона расширятся, операция по внедрению была рассчитана на вырост. Когда было нужно, тёмный маг умел терпеливо ждать.

А Дамблдор за готовность заняться судьбой Снейпа стал получать из стана врага сведения, превышающие уровень санкционированных Волдом. И передавались они ему с тем большей охотой, чем настойчивей Тёмный Лорд искал Поттеров, чем сильнее проявлялась его бeзжaлостная натура. Дамблдор тоже возлагал надежды на длительную работу с Северусом, для чего стремился изменить его взгляды на жизнь.

* * *

Затяжной войне не видно было конца. Дамблдор занимался сразу несколькими задачами. Руководя Орденом, он не мог ограничиться взаимодействием со Снейпом и охраной Поттеров и Долгопупсов. Скорого исполнения Пророчества ожидать не приходилось: Гарри и Невилл пока ещё вырастут! Хогвартс тоже нуждался в защите, это очень важный объект: добравшись до детей, Пожиратели смогли бы диктовать сообществу любые условия. Волдеморт, располагая большим количеством боевиков, захватил инициативу, но на отрытое сражение с Министерством не шёл. Уклонялся он и от личной встречи с Дамблдором, а искать его неведомые крестражи было бесполезной тратой времени. Вообще нет никаких оснований полагать, что Дамблдор уже тогда разведал о жизни Тома Реддла достаточно, чтобы понять, какие это были предметы.

Сведений о том, что произошло в первый год жизни Гарри, в книгах немного. Основных источников - три. В «Узнике Азкабана» МакГонагалл и Фадж рассказывают хозяйке «Трёх мётел» Розмерте об обстоятельствах гибели Поттеров, а Блэк и Люпин в Воющей хижине выясняют отношения с Хвостом. А в «Дарах Смерти» нас познакомили с письмом Лили к Сириусу. На основе этих отрывочных данных, подключив логику и не забывая, что лидеры воюющих сторон не были наивными простаками, попробуем восстановить давние события.

В течение года Поттеры несколько раз меняли место жительства (информация МакГонагалл). Пока товарищи сражались, работой родителей Гарри стали охрана и воспитание сына. Джеймс разнообразил такое бытие вылазками под мантией-невидимкой. Как можно догадаться, он отправлялся не в ближайший бар, а поучаствовать в операциях товарищей. Но однажды возможность развеяться исчезла: Джеймс попался в таком одеянии на глаза Дамблдору. Никак не ожидал, что тот способен видеть сквозь маскировку, подобное случилось впервые! Мантию пришлось отдать, формально для изучения редкой вещи, на самом же деле Дамблдора беспокоила самодеятельность юноши. Попади Джеймс в руки Пожирателей смерти, Волдеморт проник бы в жилище Поттеров при помощи пленника, изобрёл бы способ.

Вскоре после этого состоялось последнее из перемещений. Дамблдор перевёз семью в Годрикову Впадину и поселил, по-видимому, в своём доме. Надо думать, для такого решения у него были веские основания. Как следует из письма Лили, первый день рожденья Гарри (31 июля) отмечали уже там, но Батильда Бэгшот, единственная гостья – новая знакомая, ещё не успела разболтать им всё, что знала о прошлом Дамблдора. Здесь Лили и Джеймс пробудут до своей гибели в середине октября.

То, что Сириус не присутствовал на семейном торжестве, лишь прислал подарок, и даже не заглянул позже, свидетельствует, что у Ордена были горячие деньки. Зато Поттеров навестил Питер Петтигрю. Его пришибленный вид не удивил Лили: накануне была убита вся семья МакКиннонов. «Я сама проплакала весь вечер», - пишет она. Увы, у Питера были другие причины для подавленного настроения, более личные, так сказать.

Что представлял собой Питер? Не храбрец, не обладал яркими талантами – так характеризуют его знакомые в «Узнике Азкабана». Возможно, в детстве он искренне хотел быть храбрым, попал же на Гриффиндор! В поколении Гарри немного похож на него Невилл Долгопупс. Но, в отличие от Невилла, Питер не преодолел своих страхов и комплексов, его падение началось ещё в детстве, вроде бы с пустяка. Любой мальчишка обиделся бы, обзови его сверстники червяком, но Питер принял прозвище Хвост Червя (Wormtail). А ведь получи Джеймс и Сириус сразу отпор, у них появился бы повод уважать однокурсника, а у Питера – уважать себя. Но в дальнейшем Хвост безропотно следовал за ними, их снисходительное покровительство его устраивало. Сильные и решительные друзья защитят от других мальчишек, на него падал отблеск их школьной славы и успехов. Питер даже сумел стать анимагом при их помощи.

Хвост и в Орден пошёл, привыкнув быть ведомым. Что он там делал? «Дуэли никогда ему не удавались», - говорит МакГонагалл. То есть, в схватки Питер не лез. Был на подхвате, занимался, к примеру, слежкой, сбором сведений, тоже нужное фениксовцам дело. Даже пользовался уважением товарищей: неловкий такой, а ввязался в опасную игру! Глядя на него, никто не заподозрит парня в принадлежности к тaйному союзу – это полезно. Но беда в том, что Питер беспокоился лишь о себе. По привычке он считал себя защищённым, будучи членом такой крутой организации. Но события развивались иначе, чем он рассчитывал. Чем дальше – тем сильнее у него портилось настроение. И гибель МакКиннонов окончательно открыла ему глаза на всю небезопасность его нынешнего положения.

* * *

Тем временем Волдеморт уже несколько месяцев искал подходы к Поттерам и Долгопупсам. Выяснить, где Дамблдор спрятал младенцев, подходящих под Пророчество, было сложно само по себе. Кроме того, развитие средств защиты жилищ развивалось на протяжении веков параллельно развитию Тёмной магии. Кто сомневается, перечитайте начало «Даров Смерти». Даже сам Волд не прорвался вслед за Гарри к Андромеде и Тэду Тонкс, не говоря уже о недоступности дома Дурслей. Только захватив Mинистepство, Пожиратели смогли взлoмать защиту Ордена и искать в Норе Гарри Поттера. Если бы не существовало возможности защитить ВИП-персон, Пожиратели смерти уже давно ликвидировали бы руководителей сообщества.

Собранные сведения об окружении Поттеров вывели Волдеморта на Питера Петтигрю, школьного друга Джеймса. Причём, поначалу Волд вполне мог не знать, что тот тоже является членом Ордена. Тем полезнее оказался ему этот парень.

Питера подкараулили где-то в неожиданном месте и доставили к Повелителю. Демонстрация Тёмным Лордом своих устрашающих талантов пала на подходящую почву, желание выжить любой ценой погасило в Хвосте все добрые чувства. Ещё бы: «У него такая сила, что уму непостижимо… Что бы я выиграл, если бы стал противиться ему?» - вот они, слова, точно характеризующие его натуру! Пожиратели и их хозяин выглядели и действовали куда круче членов Ордена.

Волдеморт, вдохновлённый достигнутым успехом, даже принял Питера в Пожиратели, шлёпнув ему на руку «почётный» череп. Так высоко он оценивал фениксовцев, ведь не каждый из его слуг удостаивался подобной «чести»»! Хвост получил место в кругу волдемортовой гвардии, разумеется, с закрытым лицом. Кто именно этот новичок, Тёмный Лорд не распространялся, шпионов не афишируют.

С этого момента негодяй получал сведения о Поттерах из первых рук, но атаковать в лоб их заколдованное убежище (к тому же, дом Дамблдора; один Мерлин знает, каких старик навертел там хитростей!) было бессмысленно. Для нанесения удара следовало подготовить благоприятные условия. Почему он не поручил убийство Хвосту? По той же причине, по какой не доверил Снейпу заняться этой проблемой. («Я предлагал…» - из разговора на Холме.) Тут сказались особенности натуры Волда: дело, от которого зависела сохранность собственной наидрагоценнейшей жизни, он оставил себе. Уже тогда, как и пятнадцать лет спустя, он намеревался лично убить такого значимого врага, «единственного, кто может победить Тёмного Лорда». Итак, внимание! Волд знал, где скрываются Поттеры, но руки были коротки до них добраться.

Особых поводов форсировать события пока не было, зато в кои-то веки появилась прямо-таки сказочная возможность получать информацию из Ордена. Пока Дамблдор разворачивал операцию со Снейпом, Волд обзавёлся стукачом в его команде. На тот момент Хвост был даже более ценным кадром, чем Снейп: от Северуса информация шла лишь из школы.

* * *

Установить, когда именно Питер начал работать на Тёмного Лорда, не представляется возможным - не хватает данных. Но у Дамблдора шпион появился раньше, чем у Тёмного Лорда. А из летних донесений Снейпа можно было заподозрить, что Пожиратели смерти в курсе планов Ордена. На такую же мысль наводили и необъяснимые иначе неудачи фениксовцев.

«Дамблдор уже какое-то время знал, что среди нас завёлся предатель», - опять же слова МакГонагалл. Это понимали и другие члены Ордена; Сириус, к примеру, почему-то подозревал Люпина. В интернете сторонники «эффективных» решений уверены, что выявить доносчика можно было просто и быстро: устроить коллективное распитие Сыворотки правды. Однако Дамблдор в «Принце-полукровке» объяснил Гарри, что против Сыворотки существует пpoтивoядие, и имеется достаточно уловок, чтобы маг (не только Слизнорт) не позволил копаться у себя в голове. А уж шпион-то очень заинтересован в сокрытии правды. То есть, это вообще не метод: можно ничего не узнать, зато обидеть товарищей недоверием. Не менее оскорбительно ломиться в головы людей напролом, как Волд со своей всепронзающей легилименцией. Фениксовцы – не слуги Дамблдора и даже не мoбилизoванные. Они добровольцы.

Способы выявления виновника утечки информации известны по книгам и фильмам о разведчиках. Скажем, сообщить подозреваемым нечто интересное, каждому своё, и посмотреть, что из этого получится. Можно изобрести и что-нибудь позаковыристее. На крайний случай есть легилименция, которой Дамблдор, по собственному признанию, неплохо владеет. Нет нужды устраивать формальный допрос, вспомним, как своим умением пользовался Снейп, когда ему надо было что-то выудить у Гарри: навести разговор на больную тему и посмотреть собеседнику в глаза.

Иными словами, при небольшой численности Ордена, Дамблдор должен был довольно быстро докопаться до личности предателя. И в его осведомлённость читатели не верят лишь потому, что твёрдо знают, что изменника надо немедленно разоблачить и покарать.

* * *

К октябрю Дамблдор уже выяснил, кто же предал. Но это не значило, что его надо вот прям немедленно разоблачить. Какие могли быть у Дамблдора соображения не расправляться сразу с Питером? Разные. Знать и доказать - не одно и то же. Чтобы обвинить в измене, надо иметь убедительные доказательства, а их не так просто раздобыть. Кроме того, через обнаруженный канал можно слить дезинформацию. Кто теперь разберётся, что в доносах Хвоста было на 100 процентов достоверно! Зато мы знаем, как полезен будет Ордену в этой роли Снейп во Вторую Магическую войну, сознательно мороча голову Тёмному Лорду.

Возможность обманывать Волда стоила риска. А кто готов возмутиться такой «безответственностью», пусть сначала вспомнит, что достижения Ордена тогда не давали поводов для радости («на каждого из нас приходилось двадцать Пожиратели смepти…») Фактически, фениксовцам грозила участь смepтников. И если имелся способ навредить Пожирателям, надо было это использовать. Война состоит не только из вооружённых столкновений, но и из хитростей: кто обвёл врага вокруг пальца и не дал обвести себя – тот и в выигрыше, зачастую большем, чем от выигранного сражения.

Но необходимо было устранить опасность, которую представляла близость Хвоста к Поттерам. Тогда Дамблдор и предложил себя Джеймсу в качестве Хранителя их жилища. Вопреки мнению креативных советчиков, готовых использовать Фиделиус направо и налево, сами волшебники применяют его редко. Розмерта про такое заклятие даже не слышала, и его сущность ей объясняет специалист – профессор Флитвик. Неспроста это! Фиделиус, увы, тоже не обеспечивает абсолютную защиту. Его достоинство и недостаток состоит в том, что безопасность ставится в зависимость от воли и порядочности одного единственного человека. Заклятие усиливает изоляцию охраняемых и создаёт брешь в других защитных мерах.

Фиделиус был бы безупречен, если бы Хранителем стал Дамблдор. Но это его предложение натолкнулось на категорический отказ Джеймса. «Люди не любят, когда их держат взаперти», - сказанные Гарри про Сириуса, эти слова применимы и к его отцу. Джеймсу очень не хотелось зависеть от Дамблдора ещё больше, даже посетителей пришлось бы согласовывать, получать разрешение Хранителя. Накапливалась усталость от бездеятельности, она растравляла недовольство за отобранную мантию-невидимку. Тот самый человеческий фактор, с которым руководителю приходится считаться. Дамблдор был не очень доволен кандидатурой Сириуса, уже продемонстрировавшего свой авантюрный характер. Но он прислушался к мнению Джеймса, в конце концов, Сириус не предаст друга. А ничего неподозревающий Питер по-прежнему был бы вхож к Поттерам, но никоим образом не смог бы их выдать.

Дальнейшее известно. «Гениальная» идея Сириуса поставила Хранителем Поттеров того самого человека, от которого заклятие было призвано их защитить. Фиделиус открыл Лорду Волдеморту двери их убежища.

А вот почему Волд отправился убивать Гарри только спустя две недели после того, как Поттеры доверили свою судьбу Хвосту? Случайно ли он медлил? Об этом – в следующей части: Последняя шалость Мародёров

самое начало здесь: Средняя температура по больнице или как Дамблдор "манипулировал" Снейпом. На Холме

начало разбора книг о Гарри Поттере здесь: "История Принца"