На опубликованную на нашем канале статью "Забытые логотипы советского автопрома" пришло довольно много отзывов; при этом львиную долю их составляли не мнениях дизайнеров и автомобилистов, а просто ностальгические воспоминания о транспорте, виденном в детстве. Продолжаем рубрику. На этот раз - логотипы автотранспорта, импортируемого в СССР из соцстран. Мы решили остановиться на наиболее массовых машинах, известных всем. Конечно же, в Советском Союзе было гораздо больше иностранной техники; например, были даже немецкие двухэтажные автобусы, но никто кроме москвичей их никогда не видел. А нижеперечисленные логотипы видели практически все.
"Икарус" Венгрия
Основной завод фирмы "Икарус" (по-венгерски произносится "Икоруш", но особенности венгерского произношения не интересовали никого ни в СССР, ни в других странах) располагался в венгерском Секешфехерваре. "Икарусы" - наиболее массовый автобус производства соцстраны на дорогах СССР. Они появились в СССР в конце 1960-х годов и поставлялись в Союз вплоть до 1990-х годов. Наиболее известные модели "Икарус-260", "Икарус-263", "Икарус-280", "Икарус-283".
Первые "Икарусы" имели под лобовым стеклом красивый логотип в виде расправленных крыльев. Не будем забывать, что "Икарус" - это латинизированное имя Икар, тот самый, что на созданных родным папой крыльях дерзнул полететь на солнце, но не справился с задачей и рухнул с неба на землю. Но в 70-х-80-х годах логотип фирмы был сильно упрощён, либо курсивная надпись "Ikarus", либо та же надпись, но выполненная рублеными "камазовскими" буквами.
"Татра" Чехословакия
Чехословацкие "Татры" поставлялись в СССР с конца 1940-х годов. Поначалу это были капотные грузовики, самосвалы, тягачи. В 1979 году появилась наиболее популярная модель "Татра-815", чем-то напоминавшая по внешнему виду КАМАЗ. На ее базе было создано много различной спецтехники, в т.ч. знаменитые экскаваторы-планировщики UDS-114 "Золотая ручка".
"Татры" украшал либо круглый логотип красного цвета, либо чаще - просто табличка с надписью "ТАТРА".
"Шкода" Чехословакия
В СССР было множество различных автомобиле "Шкода", но наибольшую известность получили бескапотные грузовики семейства "Шкода-706RТ": самосвалы, тячаги и др. В частности, именно рефрижератор на базе "Шкода" снимался в "Кавказской пленнице" Гайдая, именно из него пытались вытащить замороженные мясные туши Бывалый, Трус и Балбес.
Логотип "Шкоды" - крылатая стрела - был создан основателем фирмы Эмилем Шкодой. Считается, что его прототип - ирокезы на головах американских индейцев. Сейчас стрела на "Шкодах" обычно зеленого цвета. Но во времена СССР такой чёткой "цветовой дифференциации штанов" еще не было. Логотип мог быть стального цвета. иметь красный фон и т.п. К тому же на грузовиках он мог заменяться различными фигурными надписями.
"Ныса" Польша
Завод автомобилей в польском городе Ныса был создан в 1950-х годах на базе мебельной фабрики. Мебельное прошлое угадывалось на автомобилях и гораздо позднее, например, в оформлении салона использовалась половая доска. Хотя вообще автомобиль получился хорошим и пользовался любовью водителей во всех соцстранах.
А вот логотип "Нысы" был простым до безобразия - буквы NYSA в кружке.
"Жук" Польша
Еще один польский фургон (а также развозной грузовичок, пикап и т.п.), хорошо известный в СССР - "Жук". Конструктор Юлиан Каминьский, увидев первый раскрашенный в жёлтые и черные полосы образец автомобиля, нашел его похожим на колорадского жука, отсюда и появилось название "Жук".
На решетке радиатора автомобиля помещалась надпись "Жук", а на капоте логотип с названием предприятия "FSC" ("фабрика самоходов цежаровых" - завод грузовых автомобилей), наименованием города Люблин и прыгающим козликом из герба города Люблина.
"ИФА" W50L ГДР
Вопреки распространенному мнению "ИФА" это не название завода, а просто аббревиатура "Индустриального объединения автостроителей" ГДР, в состав которого входили все автозаводы Восточной Германии. В Советском Союзе наибольшее распространение получили грузовики
W50L (их почему-то часто называли "Элли", возможно из-за индекса модели "вэ-50-эль"), производимые на заводе в Людвигсфельде.
Автомобили несли крупный логотип в виде ромба с литерами IFA, внизу он дополнялся индексом модели.
"Робур" ГДР
Предприятие "Робур-Верке" в городе Циттау производило грузовики, автофургоны (в том числе специализированные), грузопассажирские такси, автобусы. Логотип фирмы был очень простым - буквы "РОБУР", выполненные характерным "прыгающим" шрифтом.
"Мультикар" ГДР
"Мультикар" - семейство служебных автомобилей для городского хозяйства. Основной завод расположен в городе Вальтерсхаузен. Большое количество такой техники было приобретено СССР перед московской олимпиадой. Завод начинал производство с внутризаводских автомобильчиков (т.н. "каров"), где водитель стоит и управляет движением рычагами, а не рулем). Но постепенно комфорт для водителя увеличился, появилось сиденье, удобная кабина, а за многофункциональность к названию прибавилась приставка "мульти".
Логотипы "Мультикаров" менялись в зависимости от года выпуска. Это могла быть просто надпись "Мультикар", могла быть стилизованная буква "М", а могла быть и эмблема ИФА (как было сказано выше, не знак конкретного завода, а эмблема общая эмблема автопрома ГДР).
"АВИА", Чехословакия
Компания "АВИА" была основана в Праге (район Летняны) в межвоенный период. И она действительно выпускала самолеты, а заодно собирала автобусы и грузовики. В 1960-х производство самолетов было свернуто, а грузовички и авиационное наименование фирмы остались.
В СССР было в основном известно семейство "АВИА", выпускавшееся по лицензии и являющееся клоном французского "Рено-Савьем". В основном это были тентованные грузовички или изотермические фургоны.
Логотип в виде летящей вверх птицы в круге используется фирмой еще с 1920-х годов, когда им маркировали двухместные самолеты.
"Ява" Чехословакия
Рынок мотоциклов в Советском Союзе был наполнен вполне уважаемыми отечественными моделями, но хромированная чехословацкая "Ява" все равно считалась верхом шика. Название фирмы - это объединение двух букв фамилии основателя Ф. Яначека (JA) и фирмы "Вандерер", где Яначек купил лицензию (WA)
Овальный логотип "Явы" содержал помимо надписи "ЯВА" изображение двух концентрических кружков и отходящих от них лучей. На самом деле это сильно стилизованное крылатое мотоциклетное колесо, символизирующее скорость мотоциклов "Ява" и свободу передвижения, которую получает их владелец.
"Чезет" Чехословакия
Второй по уровню известности чехословацкий мотоцикл "Чезет". Название мотоцикла это просто аббревиатура из чешских букв "че C" и "зет Z" - от оружейного завода "Ческа збройовка" (от "зброя" - оружие). Именно стрелковое оружие завод и выпускал первоначально, но в качестве ширпотреба ему было поручено взять на себя и производство мотоциклов.
Логотип завода тоже простой - объединенные буквы "CZ".
"Паннония", Венгрия
Советский Союз был крупнейшим потребителем продукции машиностроительного комбината "Чепель" в пригороде Будапешта. Мотоциклы "Паннония" были названы в честь римской провинции, занимавшей некогда территории Венгрии, Словении, Австрии, Хорватии, Словакии, Сербии.
Мотоциклы "Паннония", как правило, окрашивались в чёрный цвет, отчего получили среди советских мотолюбителей прозвище "вороные". Логотип "Паннонии" - крытая литера "Р", иногда сопровождающаяся надписями "Паннония" и "Чепель".
***
Еще на канале
Еще на канале:
"Часть 1. Логотипы советского автопрома. Старые знакомые"
"Часть 3. Автомобильные логотипы времен СССР. Транспорт из капстран".
"Часть 4. Логотипы советского автопрома. Хорошо забытое старое"
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.
Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим.