Найти тему
АБТ Журнал

"Зеленые" тренды в управлении морскими портами

Проблема загрязнения окружающей среды становится острее с развитием технологий и увеличением объемов мировой торговли. Морские порты - важный элемент в цепочке поставок как на региональном, так и на глобальном уровне. По некоторым оценкам, 90% товарооборота проходит через морские порты. Это неминуемо приводит к тому, что морские гавани стали источниками загрязнении окружающей среды.

После Парижского соглашения о глобальном изменении климата, принятого в 2015 году, термин “Зеленый порт” все чаще фигурирует в повестке обсуждений судоходной индустрии.

А с 1 января 2020 года International Maritime Organization (IMO – организация, отвечающая за стандарты в области безопасности и экологической эффективности международного пароходства) ввела новые требования, согласно которым содержание серы в морском мазуте было уменьшено с 3,5% до 0,5%.

Для реализации программы “Зеленых портов” принято выделять несколько направлений: декарбонизация (снижения уровня выбросов CO2), управление отходами и контроль за экологией, внедрение "умных" портов, использование альтернативного топлива.

Альтернативные источники энергии

Для решения задачи декарбонизации требуется использование альтернативных источников энергии. Среди которых выделяются следующие:

  • ветровые электростанции;
  • электростанции, использующие энергию морских волн;
  • солнечные электростанции;
  • установка солнечных панелей на портовые сооружения;
  • накопление и хранение кинетической энергии.

Управление отходами и экологический контроль

Не менее важным является управление отходами, которые растут вслед за увеличением товарооборота морских гаваней. Еще один приоритет - это контроль за уровнем загрязнения окружающей среды портовой инфраструктурой и судами. И здесь выделяются следующие направления:

  • мусороперерабатывающие установки, в том числе и для производства электроэнергии;
  • протоколы утилизации водяного балласта;
  • контроль и мониторинг уровня шума;
  • внедрение технология для снижения уровня пыли;
  • контроль за загрязнением воды.

Управление “умными” портами

Сложная и загруженная инфраструктура порта требует внедрения информационных технологий. Также необходима оптимизация энергопотребления и выбросов за счет ускорения процессов. В этой категории выделяются направления:

  • умное управление и мониторинг за потреблением энергии;
  • использование цифровых двойников (моделей) портовой инфраструктуры для оптимизации процессов;
  • автоматизация цепочки поставок, сокращение простоев и рисков.

Альтернативное топливо

Не менее важным аспектом экологичности морских портов является загрязнение, которое привносят морские суда. Для снижения этого вида загрязнения внедряются следующие технологии:

  • бункеринг (заправка судов) низкосерным топливом;
  • Shore Power - подача электроэнергии на суда у причала, когда двигатели судов отключены;
  • водород и биомасса в качестве топлива для портового оборудования и транспорта.

Мировой опыт внедрения зеленых технологий

Порт Роттердама. renewablesnow.com
Порт Роттердама. renewablesnow.com

Порт Роттердама (Нидерланды)

Береговая ветряная электростанция.

Портовые траки на водородном топливе.

Порт Тайна (Великобритания)

Внедрение инновационной технологии по борьбе с выбросами пыли.

Использование бункеров для хранения биомассы, из которой производится электричество.

Порт Монреаля (Канада)

Цифровизация портовой территории и инфраструктуры.

Порт Саутгемптона (Великобритания)

Внедрение технологии Shore Power - подача электроэнергии на суда у причала, когда двигатели судов отключены.

Порт Мортико (Испания)

Электростанция, использующая энергию морских волн.

Порт Сингапура

Снижение портовых сборов для судов на “чистом” топливе.

Бункеровка судов сжиженным природным газом (СПГ).

Оркнейские о-ва (Шотландия)

Бункеровка межостровных паромов водородным топливом.

Порт Валенсии (Испания)

Высокоэффективная бункеровка СПГ с одновременным использованием нескольких подвижных цистерн.

Динамика экологических приоритетов портового сектора

-3