Проблема загрязнения окружающей среды становится острее с развитием технологий и увеличением объемов мировой торговли. Морские порты - важный элемент в цепочке поставок как на региональном, так и на глобальном уровне. По некоторым оценкам, 90% товарооборота проходит через морские порты. Это неминуемо приводит к тому, что морские гавани стали источниками загрязнении окружающей среды.
После Парижского соглашения о глобальном изменении климата, принятого в 2015 году, термин “Зеленый порт” все чаще фигурирует в повестке обсуждений судоходной индустрии.
А с 1 января 2020 года International Maritime Organization (IMO – организация, отвечающая за стандарты в области безопасности и экологической эффективности международного пароходства) ввела новые требования, согласно которым содержание серы в морском мазуте было уменьшено с 3,5% до 0,5%.
Для реализации программы “Зеленых портов” принято выделять несколько направлений: декарбонизация (снижения уровня выбросов CO2), управление отходами и контроль за экологией, внедрение "умных" портов, использование альтернативного топлива.
Альтернативные источники энергии
Для решения задачи декарбонизации требуется использование альтернативных источников энергии. Среди которых выделяются следующие:
- ветровые электростанции;
- электростанции, использующие энергию морских волн;
- солнечные электростанции;
- установка солнечных панелей на портовые сооружения;
- накопление и хранение кинетической энергии.
Управление отходами и экологический контроль
Не менее важным является управление отходами, которые растут вслед за увеличением товарооборота морских гаваней. Еще один приоритет - это контроль за уровнем загрязнения окружающей среды портовой инфраструктурой и судами. И здесь выделяются следующие направления:
- мусороперерабатывающие установки, в том числе и для производства электроэнергии;
- протоколы утилизации водяного балласта;
- контроль и мониторинг уровня шума;
- внедрение технология для снижения уровня пыли;
- контроль за загрязнением воды.
Управление “умными” портами
Сложная и загруженная инфраструктура порта требует внедрения информационных технологий. Также необходима оптимизация энергопотребления и выбросов за счет ускорения процессов. В этой категории выделяются направления:
- умное управление и мониторинг за потреблением энергии;
- использование цифровых двойников (моделей) портовой инфраструктуры для оптимизации процессов;
- автоматизация цепочки поставок, сокращение простоев и рисков.
Альтернативное топливо
Не менее важным аспектом экологичности морских портов является загрязнение, которое привносят морские суда. Для снижения этого вида загрязнения внедряются следующие технологии:
- бункеринг (заправка судов) низкосерным топливом;
- Shore Power - подача электроэнергии на суда у причала, когда двигатели судов отключены;
- водород и биомасса в качестве топлива для портового оборудования и транспорта.
Мировой опыт внедрения зеленых технологий
Порт Роттердама (Нидерланды)
Береговая ветряная электростанция.
Портовые траки на водородном топливе.
Порт Тайна (Великобритания)
Внедрение инновационной технологии по борьбе с выбросами пыли.
Использование бункеров для хранения биомассы, из которой производится электричество.
Порт Монреаля (Канада)
Цифровизация портовой территории и инфраструктуры.
Порт Саутгемптона (Великобритания)
Внедрение технологии Shore Power - подача электроэнергии на суда у причала, когда двигатели судов отключены.
Порт Мортико (Испания)
Электростанция, использующая энергию морских волн.
Порт Сингапура
Снижение портовых сборов для судов на “чистом” топливе.
Бункеровка судов сжиженным природным газом (СПГ).
Оркнейские о-ва (Шотландия)
Бункеровка межостровных паромов водородным топливом.
Порт Валенсии (Испания)
Высокоэффективная бункеровка СПГ с одновременным использованием нескольких подвижных цистерн.