Прекрасная Констанция тяжело вздохнула. «Ты выйдешь замуж за графа Тулузского», - сообщила она воспитаннице. Видя изумление на лице девушки, дама де Бомон поспешила пояснить: граф пребывает в добром здравии, и планирует женить своего сына и наследника. А лучшей партией для него видится арагонская принцесса Санча. Отправляясь в Тулузу, она становилась невесткой собственной родной сестры.
При дворе короля Альфонса II высоко ценили традиции трубадуров: рыцарское служение даме, почтение к мудрости старших, безукоризненное поведение в любой ситуации – всё это было отличительной чертой арагонской знати в конце двенадцатого века. Но Король-трубадур не только слагал песни о своей даме сердца. Он постепенно расширял владения, включив в них Прованс, Руссильон и графство Палларс-Юсса. И его территориальные претензии не слишком нравились соседу, графу Тулузскому.
Впрочем, владетельный Раймунд VI сталкивался с трудностями и посерьёзней. Он был одним из самых богатых сеньоров юга, ему лично подчинялись сто крупных феодалов, и пятьдесят городов признавали его власть. Растущая независимость владыки богатого Лангедока вызывала тревогу у французского короля. А еще в тех краях жили катары и альбигойцы, не признававшие власть Римского папы. Раймунда, их покровителя, Рим считал вероотступником. А король Франции был склонен с этим согласиться. Против графа Тулузского начал складываться альянс.
Раймунд уже был женат, и не один раз – он вступал в брак с графиней де Пеле и виконтессой Безье, третьей супругой стала принцесса Иоанна Английская (родная сестра Ричарда Львиное сердце), а четвёртой, с которой Раймунд развёлся, побывала Беатриса Кипрская, дочь императора Исаака Дуки… Однако граф Тулузский был не прочь жениться и в пятый раз. Для укрепления своего положения он взял в жёны дочь Короля-трубадура, Элеонору.
Невесте только исполнилось двадцать, её мужу – сорок шесть. Романтичная и прекрасная, молодая принцесса сразу завоевала сердца жителей Тулузы. И она с радостью занялась воспитанием двух маленьких детей, которые остались после Иоанны Английской – Раймунда и Жанны. Пятилетний мальчик и его младшая сестра прибыли из аббатства Фонтевро, где недолгое время жили подле бабушки, королевы Алиеноры Аквитанской. И теперь забота о них полностью ложилась на плечи Элеоноры.
Но… проходило время, а в замке графа Тулузского так и не зазвучали новые детские голоса. Принцесса делила свое время между маленькими наследниками мужа, благочестивыми делами и увлечением поэзией. Она завела правило: собирать подле себя знатных дам и кавалеров Лангедока и устраивать поэтические поединки. Это было изысканное общество, которое собиралось под аккомпанемент музыкальных инструментов… А муж Элеоноры, тем временем, боролся с врагами и искал новых союзников.
В 1210 году он снова обратил свой взор на Арагон. Прозвучало предложение: выдать замуж ещё одну принцессу, Санчу, за подрастающего Раймунда. Сына графа. Санче исполнилось двадцать четыре года, а её нареченному – тринадцать. Но кого это смущало в тринадцатом веке? Главное, чтобы обе семьи были довольны. А они дали свое благословение. Так в июне 1211 года дочь короля Арагона вышла замуж за наследника тулузского графа. И оказалась в необычной ситуации, когда её собственной свекровью стала – родная сестра!
Элеонора ревниво восприняла появление Санчи. Раймунд был немолод, и в скором времени всё богатство, все титулы, могли перейти к сестре. Если бы у Элеоноры были дети, положение женщины было бы совсем другим! Но графиня Тулузская так и не стала матерью. Оттого-то присутствие "невестки" раздражало её. В замке поминутно вспыхивали ссоры.
А вскоре Раймунда, защитника катаров, отлучили от церкви, и объединённые силы Рима и короля Франции могли напрочь поменять расстановку сил в Лангедоке… Чтобы сохранить свою власть, графу пришлось пойти на попятный. Он прилюдно покаялся, вернулся в лоно церкви, и даже обещал передать Папе семь своих замков.
Увы, но это не помогло. Вскоре конфликт вспыхнул с новой силой. Раймунду вместе с семьей пришлось бежать в Англию, просить защиты у нового английского короля. Правда, в поездке графа сопровождал не только наследник, но и его жена, Санча. А вот Элеонора осталась в Лангедоке. Это было символично – её больше не воспринимали всерьез. Раймунд дал понять, что графиня Тулузская отныне не занимает ни малейшего места в его сердце.
С помощью английских солдат и английского оружия, граф и его сын вернули себе власть над Лангедоком. Вскоре они радовались рождению Жанны, дочери Раймунда-младшего и принцессы Санчи. Но спустя два года, в 1222 году, провинция оделась в чёрное: графа не стало. Его повзрослевший наследник принял власть над Тулузой, и рядом с ним была сияющая Санча. А вот Элеонору… попросили удалиться в монастырь. Когда свекровь – родная сестра – это может быть удобно. Если бы сестры ладили. Но взаимная неприязнь стала слишком глубокой.
Принцесса Санча именовалась теперь графиней Тулузской и маркизой Прованса. На протяжении почти двадцати лет она оставалась главной советчицей мужа, исполняла его обязанности, когда он отсутствовал. Однако в 1241 году удалиться попросили и её. Раймунд VII решил развестись: ведь Санча так и не подарила ему сына, а ее возраст перешел пятидесятилетний рубеж… Получилось в точности, как с Элеонорой: монастырь. А в графском замке быстро поселилась молодая красавица, Маргарита де Лузиньян.
Однако и новая супруга не успела стать матерью: граф Тулузский покинул этот мир. Наследницей обширнейших земель стала его единственная дочь, Жанна. В юности её обручили с принцем Альфонсом де Пуатье, братом короля Франции, и теперь именно эта пара владела Лангедоком.
Восторженные, молодые, Жанна и её муж присоединились к Крестовому походу короля Людовика Святого (за ним отправились многие рыцари, с жёнами и сестрами, словно это была увеселительная прогулка). В этом же походе они оба и скончались – с разницей в несколько дней, в августе 1271 года.
А графство… Эти богатые плодородные земли, ради которых боролись Раймунд и его сын, ради чего они заключал династические союзы с арагонским королём, отошло к французскому королевскому дому. Следующим графом Тулузским (вопреки серии романов Анн и Серж Голон) стал в семнадцатом столетии внебрачный сын короля Людовика XIV, Луи Александр де Бурбон.
#наука #средневековье #история #короли #семейные отношения #свадьба
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!