Найти в Дзене
С любовью из России

Почему в СССР была мания к строительству огромных памятников и зданий

Оглавление

Даже антисоветчики признают, что архитектура СССР была весьма недурна. Дома строились на века (взять те же хрущевки – им срока жизни даже создатели отводили не более 20 лет, а они стоят уже 60 и хоть бы что), смотрелось все это… Ну не то чтобы красиво, но, во всяком случае, не вызывало отталкивающего эффекта. Но была в Стране Советов одна интересная тенденция, которая характерна в основном для социалистических стран с коммунистическим уклоном – архитектурная гигантомания. Например, по плану застройки Москвы в столице должно было появиться несколько зданий высотой в сотни метров!

Инструмент агитации

Еще Ленин сказал, что архитектура и агитация неразрывно связаны между собой. Логика примерно такая: кинофильм можно как угодно трактовать, картину тоже, а вот скульптура, высеченная из камня или отлитая из металла, идею в себе несет конкретную, как раз ту, которую заложил в нее создатель.

Со зданиями к этому еще добавляется «народная память» о том, как много всего хорошего сделали большевики для страны и общества – построили жилой дом, красивый да удобный, а он стоит уже несколько десятков лет и радует людей. Нужно сказать, что эта стратегия сработала, да и сейчас продолжает работать.

И, разумеется, сюжеты скульптур должны быть сугубо идеологическими. Например, вместо того, чтобы поставить какую-нибудь абстрактную статую на площади, которая отвлекала бы граждан от будничных мыслей, туда запихивался немаленький по размеру памятник Ленину. Тоже по-своему украшает город, и люди не него смотрят, а, заодно, постоянно помнят, кому обязаны своей счастливой жизнью.

Фактически, при коммунистах статуи и бюсты вождей по-своему заменили православные иконы-пришли новые «боги», с ними установились новые ценности в сфере искусства.
-2

Особенности советской психологии

Аккуратность, минимализм, утонченные линии, хрупкость и нежность – не для советского человека, особенно, в первые выгоды существования молодого коммунистического государства. Не в осуждение, конечно, но давайте посмотрим объективно на тех людей, которые заняли лидирующие социальные позиции:

  • неграмотные грубоватые заводские рабочие;
  • еще более неграмотные, но более трудолюбивые крестьяне;
  • люмпены все мастей, начиная городскими алкашами, заканчивая откровенным ворьем.

Все эти граждане отличались одной интересной особенностью – они предпочитали жить с размахом и на широкую ногу. Нечто маленькое, пусть и симпатичное, было им непонятно по определению, главную ценность в плане архитектуры для них представляло нечто большое, грандиозное. Что-то вроде показателя успеха без рассуждений о целесообразности гигантской постройки.

Власти советские народ услышали, поняли, что этим можно прекрасно манипулировать, и в результате мы видим на улицах городов огромные сооружения, многие из которых дотянули до наших дней. А сколько нереализованных проектов осталось! Один Дворец Советов с планируемой высотой в полкилометра чего стоил.

Неосуществленный проект Дворца Советов
Неосуществленный проект Дворца Советов

Для удобства

В гигантомании были заложены не только психологические и идеологические моменты. Большевики понимали, что те города, которые достались им после Революции, устарели, и это на самом деле так. Население росло, количество автомобилей в крупных населенных пунктах увеличивалось чуть ли не ежедневно, но дороги при этом оставались узенькими, а старые дома не могли удовлетворить потребностей населения в свободном месте для комфортной жизни и удовлетворения своих потребностей.

Например, многие проекты городских домов при Советах подразумевали действительно огромные здания по 20 и более этажей, но зачастую включали в себя:

  • отдельный вход в метро;
  • остановки общественного транспорта, расположенные прямо в стенах;
  • магазины, буфеты и пр.

С этой точки зрения гигантомания была действительно оправданной. Жаль только, что большинство из этих проектов так и осталось на бумаге. Может, сейчас и у нас меньше проблем с жильем бы было!