Найти тему
С любовью из России

Почему в СССР любили экранизировать русскую классику

Оглавление

Казалось бы, после Октябрьской революции все наследие царской России должно было быть забыто, в том числе, литература «старых» классиков. Якобы, книги эти в себе несли буржуазную окраску, принижали трудовой народ, превозносили дворян и прочих буржуев, ставили во главу угла церковь. С одной стороны, это так, с другой – большевики, вопреки некоторым мнениям, дураками не были, они не могли не понимать значимость русской классики для культуры нашей страны и мирового сообщества в целом!

"Анна Каренина", 1967 г.
"Анна Каренина", 1967 г.

Любовь к Пушкину и прочим

Хотя, Александра Сергеевича оставим на потом. Для начала замолвим слово о Льве Николаевиче Толстом. В 1911 году царское правительство отказало жене писателя Софье Андреевне в просьбе сделать из Ясной Поляны охраняемый объект с музейным статусом. Коммунисты же в 1919 году сами, без лишних просьб, выдали дочери Льва Николаевича Софье охранную грамоту на усадьбу, а еще через некоторое время сделали из нее музей с центром просвещения (типа школы).

Уже в 20-е годы советское правительство начало продвижение в народ любви к русским классикам, и делали это активно, со знанием дела. Причины примерно такие:

  • долгое время произведения Пушкина, Гоголя и пр. были для простого народа относительно закрыты, как минимум, по той причине, что грамотных было очень мало, а книги стоили недешево;
  • знать свою историю необходимо независимо от того, нравится она или нет;
  • чтение русской классики расширяет кругозор, условно говоря, добавляет людям грамотности, а это очень важно в деле реализации будущего «строительства коммунизма».

И народу понравилось! Очень красноречиво об этом говорит то, что труды Ленина за все время существования СССР перманентно занимали первое место по популярности среди читающих масс (около 600 млн экземпляров), на втором месте обосновался Лев Толстой, Александр Сергеевич на третьем (порядка по 300 млн у каждого), а Энгельс и Маркс – на девятом (чуть больше 100 млн).

Ну а раз народ с любовью читает русскую классику, то с таким же чувством он будет ее смотреть и просвещаться!

Стоит заметить, что идеологическая долька в экранизации русской классики все равно была – практически во всех этих фильмах подчеркивалось бедственное положение простого народа, то есть рабочих, крестьян и иже с ними.

Знаковые экранизации русской классики

1. Вий (1967). Это была не просто экранизация русской классики, это первый полноценный советский фильм ужасов, который в наше время смотрится наивно, но в ту эпоху до костей пробирал. Особых скандалов во время съемок не было, но первый вариант картины комиссия из Госкино, все-таки, частично отбраковала, объяснив это тем, что получилось «очень уж реалистично».

Кое-что пришлось переснять, изменили образ самого Вия, подкорректировали образы главных героев. Советские нотки все равно есть – священнослужители изображаются не самым лучшим образом, много пьют, занимаются развратом и пр. Тем не менее, фильм шикарный!

"Вий", 1967 г.
"Вий", 1967 г.

2. Бесприданница. Мы специально не указали конкретной даты съемок и не написали «Жестокий романс». Дело в том, что произведение Островского в советское время экранизировали аж три раза – в 1936, 1974 и 1984 гг. И это не считая немой ленты, снятой еще в царской России в 1912 году.

Первый фильм родом из 30-х относительно точно передает сюжет, но герои-дворяне показаны, мягко говоря, не с лучшей стороны, слишком уж они напыщенные, наглые и злобные. О фильме из 1974 г. хорошо почти никто не отзывался, в первую очередь, из-за корявого подбора актеров (харизматичный и сильный духом Джигарханян в образе Карандышева – это уже о многом говорит). «Жестокий романс» же (1984 г.) признается самой удачной экранизацией, причем, без особого налета цензуры.

"Жестокий романс", 1984 г.
"Жестокий романс", 1984 г.

3. Война и мир (1965-1967). Классика Толстого была снята в рамках борьбы с… США. В 1959 году американцы очень удачно экранизировали русский роман, наши решили «догнать и перегнать». Получилось, фильм стал лидером проката. При этом как-то искажать образы дворянства создатели ленты не стали, хотя определенная цензура, конечно, есть. Впрочем, основное объяснение мотивации для съемок у Госкино все равно нашлось – 150-летний юбилей Бородинского сражения.

"Война и мир" Сергея Бондарчука
"Война и мир" Сергея Бондарчука

Советский кинематограф можно ругать, хвалить и даже ненавидеть, но бессмысленно спорить – никто не снимал русскую классику лучше, чем режиссеры родом из СССР. Эти картины не потеряют актуальность еще много лет, а все благодаря таланту постановщиков и актеров Советского Союза!