14,9K подписчиков

1 ТИМОФЕЮ: РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПРОПОВЕДНИКОВ

НАЗВАНИЕ

Первое послание к Тимофею названо по имени адресата, молодого проповедника (1:2).

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Послания Павла естественным образом делятся на адресованные общинам (Римлянам—2 Фессалоникийцам) и отдельным людям. 1 Тимофею — первое письмо конкретному человеку. Первое из группы трех писем (1 и 2 Тимофею, Титу), 1 Тимофею считается одним из “пасторских посланий”. Это название возникло, вероятно, из конфессиональной практики называть проповедника “пастором”. Однако в Новом Завете термин “пастырь” (лат. pastor) применяется по отношению к старейшинам церкви (Деян. 20:17, 28; Еф. 4:11; 1 Пет. 5:1-4), а не к проповеднику, или благовестнику. Поэтому 1 и 2 Тимофею и Титу лучше считать “благовестническими посланиями”.

К концу Деяний Павел находился в заключении уже два года (Деян. 28: 30, 31), но ожидал скорого освобождения (Флм. 22). Согласно Клименту Римскому (95 г.), Павла действительно выпустили из тюрьмы, после чего он много путешествовал, дошел, возможно, даже до Испании, как и планировал ранее (Рим. 15:24, 28), но в 64-65 гг. был снова арестован. Первое письмо Тимофею и письмо Титу были написаны в промежутке между двумя римскими заключениями. В этот период свободы Павел вместе с Тимофеем совершил путешествие в Эфес, а затем, оставив там Тимофея, отправился в Македонию (1:3) в расчете вскоре воссоединиться с ним (3:14). По всей вероятности, это письмо он написал из Македонии в 63-64 гг.

Тимофей занимал особое место в сердце Павла. Он был родом из Листры (Деян. 16:1); его мать и бабушка были благочестивыми иудейками (2 Тим. 1:5; 3:15). Вероятно, он был обращен во время первого миссионерского путешествия Павла (1:2; Деян. 14:6, 7). Проходя через Листру во время своего второго миссионерского путешествия, Павел пригласил этого неординарного молодого проповедника присоединиться к нему (Деян. 16:1-3). С тех пор Тимофей постоянно сопровождал Павла в его путешествиях, стал его близким другом и самым надежным соратником (Фил. 2:19-22).

Первое письмо Тимофею носит очень личный характер, сочетая наставления по вопросам жизни общины с практическими советами, как быть “человеком Божьим” (6:11). Это послание, так же как и два следующих, кратко освещает основные аспекты жизни и деятельности всякого, кто хочет посвятить себя проповеди Слова.

ПЛАН

Слово “здравое” у Павла (1:10) — это медицинский термин, означающий “здоровый” (см. 2 Тим. 1:7 [“целомудрие”], 13; 4:3; Тит. 1:9, 13; 2:1, 8).

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1:1, 2).

II. КАК ИМЕТЬ ЗДОРОВУЮ ЦЕРКОВЬ (1:3—3:16).
A. Бороться с болезнью (лжеучением) (1:3-20).
Б. Поощрять здоровые привычки (2; 3).

1. Угодное Богу поклонение (2).
2. Одобряемое Богом руководство (3).

III. КАК БЫТЬ ЗДРАВЫМ ПРОПОВЕДНИКОМ (4:1—6:19).
A. Посвятить себя проповеди истины — и только истины (4).
Б. Учиться, как вести себя с разными группами в церкви (5:1—6:2).

1. Пожилыми членами (5:1, 2).
2. Вдовами (5:3-16).
3. Старейшинами (5:17-25).
4. Рабами (6:1, 2).

B. Сохранять чистоту побуждений; не проповедовать “ради денег”, как лжеучителя (6:3-19).

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ НАПУТСТВИЕ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ (6:20, 21).

УРОКИ 1 ТИМОФЕЮ

Проповедник в церкви — не “пастор”; будучи благовестником, он не надзирает за общиной. Однако это не значит, что на нем не лежит ответственность за общину. Из 1 и 2 Тимофею и Титу становится очевидно, что у него много обязанностей; он должен быть одним из руководителей в общине. Свое руководство он осуществляет не тем, что принимает решения, касающиеся общины, но тем, что показывает благочестивый пример и верно возвещает Слово (4:16)! Это очень ответственная задача!

Если вы проповедник, 1 Тимофею может очень многое сказать вам. Все мы должны свидетельствовать об истине (Мф. 28:18-20). В этой книге содержится глубокое учение, касающееся как церковных, так и личных вопросов. Внимательно прочтите его и примените лично к себе.

Один из самых практических разделов книги для материалистического мира, в котором мы живем, — это учение о богатстве (6:6-10, 17-19). В ст. 8 мы находим один из самых замечательных призывов: “Имея пропитание и одежду, будем довольны тем”. Павел научился этому (Фил. 4:11 и дал.), а мы?

НАЗВАНИЕ Первое послание к Тимофею названо по имени адресата, молодого проповедника (1:2).