Найти тему
ПроАвтобизнес

Почему пропали китайские самосвалы?

Нет-нет,  а на дороге все-таки встретится китайский самосвал. И сразу возникает вопрос: еще несколько лет назад их было так много, а сегодня их «поголовье» резко уменьшилось. Наш канал выяснил, а почему это произошло и есть ли в России строители и грузоперевозчики, кто остался верен китайской технике?

Пару слов о том, что такое китайский самосвал и китайская грузовая техника.    В самом Китае в сегменте  тяжелой грузовой техники внутренними лидерами являются FAW, DongFeng, Howo, Shaanxi (с 2008 года – Shacman), Foton, Nord Benz (Beifang Benchi) и др. Китай также является одним из ведущих экспортеров автомобилей, в том числе тяжелых грузовиков. Согласно статистическим данным Китайского ГосСтатБюро, в год экспортируется примерно до 100-120 тыс. китайских грузовиков в более чем 170 стран мира, в основном, конечно, развивающихся.

В России, как известно, первая партия китайских самосвалов пересекла реку Амур в 2004 году. И в первые тучные годы  китайскими автопроизводителями была занята треть российского рынка тяжелых грузовиков. Ряд из них пробились на первые места рейтинга потребительских симпатий. По данным официальной статистики в 2008 году, на третьем месте продаж грузовых автомобилей массой свыше 16 тонн находился китайский производитель CHNTC (бренды Howo, Hania), его опережали только шведская Scania и немецкий MAN. В целом докризисные позиции китайских марок были достаточно сильными. Еще были и серые схемы ввоза, но это отдельная тема.

-2

С тех пор много воды утекло в Амуре. Были "вторые тучные годы" 2010-2014 гг, затем страна была обложена санкциями, что сильно подорвало автомобильный рынок. Но постепенно рынок восстанавливался и практически достиг в прошлом году отметки в 97,9 тысяч автомобилей. (см. диаграмма).

Составлено по данным АА Автостат
Составлено по данным АА Автостат

В прошлом году продажи грузовой техники в Российской Федерации немного не дотянули до знакового уровня в 100 000. Рынок грузовиков частично восстановился, но не до  тех цифр уровня 2012-2013 гг, для чего  ему еще надо подрасти. Пора нам задать вопрос: а каково же место на этом рынке китайских самосвалов? А мы сейчас вам поведаем об этом.

После кризиса мыльных пузырей Уолл-стрита, случившегося в самом начале президентского срока Барака Обамы, и вызвавшего цепную реакцию кризисов по всему миру, у нас он датируется 2009 годом, в китайском сегменте грузового рынка сменился лидер. Бренд  Howo, который был олицетворением первой «китайской волны», сдал свои позиции, и с тех пор лидером  на российском рынке стал Shaanxi (Shacman). Вот уже более десятилетия это главный китайский бренд  у нас в РФ.

В прошлом году китайский сегмент грузового рынка вырос вдвое (+106,2%). В целом за год было продано 8 318 китайских грузовиков. Сюда статистика включила как большегрузную (более 16 тонн полной массы), так и среднетоннажную технику. Чтобы понять масштаб, сравните, в прошлом году только одних КАМАЗ-5490 было продано 8 213 штук.

В марочном зачете лидер китайского сегмента марка Shaanxi смогла подняться только на 10 место.

ТОП-10 марок рынка грузовой техники России в 2021 году. По данным АА Автостат
ТОП-10 марок рынка грузовой техники России в 2021 году. По данным АА Автостат

Какие же китайские грузовые марки выбирает сегодня российский строитель и грузоперевозчик?

Здесь  наблюдается интересная картина. Данные в таблице.

Таблица 1 ТОП-5 марок китайского сегмента грузовой техники в РФ в 2021 году

По данным АА Автостат
По данным АА Автостат

Хорошо видно, что четко выкристализовались четыре «столпа» китайской грузовой техники в Российской Федерации. Это марки грузовиков Shaanxi, FAW, Howo и JAC.

-6

Остальные бренды, знакомые нам еще  с середины первого десятилетия, не проявляют высокой активности на российском рынке, практически не видно DongFeng, Foton, Nord Benz.

Таблица 2 ТОП-10 самых популярных моделей китайской грузовой техники в РФ в 2021 году

Составлено по данным АА Автостат
Составлено по данным АА Автостат

Главные китайские автомобили 2021 года в России, несомненно, это 3-, 4-осные строительные самосвалы марок Shacman, FAW и Howo. Правда, в первую пятерку также попал среднетоннажник JAC N75. Появился в рейтинге и новый трехосный самосвал JAC N 350. И замыкает десятку шасси Howo 5327.

Для сравнения, в прошлом году главный самосвал РФ КАМАЗ-65115 разошелся тиражом 6 582 шт., а КАМАЗ-6520 нашел 3 384 покупателя.

-8

Итоги 2021 года на российском рынке для китайцев оказались благоприятными. Двукратный рост - это рыночные реалии, которых не показали ни отечественные марки, ни "большая европейская семерка".

-9

Конечно, до показателей первой "китайской волны", произошедшей в первом десятилетии этого века на грузовом рынке РФ, пока еще далеко. Тогда российские строители, считай, накинулись на новенького. Китайские самосвалы стали не только инструментом быстрого заработка, но и были выявлены их слабые стороны в широком смысле слова.

Сегодня ситуация изменилась. Может быть мы стоим перед новой волной роста интереса к китайской технике?

Уважаемые читатели, что вы думаете по этому вопросу? Есть ли у вас опыт эксплуатации китайских самосвалов и грузовиков. Пишите в комментариях.

источник