Найти тему
Наталия Ефимова

Как себя чувствует Турция в нынешних конфликтах

Насколько Восток - дело тонкое, я убедилась, читая интервью турецкого Пескова - пресс-секретаря и советника Реджепа Эрдогана. Его имя Ибрагим Калын. Немецкая Die Welt взяла у него интервью в связи с тем, что Турция оказалось между Сциллой и Харибдой.

Между Украиной и Россией.

Как она собирается проплыть?

Оцените словесные узоры человека, который прокладывает дорожки турецкому лидеру прежде, чем тот выдвигается на главную колею. Я имею в виду сообщение о том, что именно Калын недавно съездил на землю обетованную, в сопровождении заместителя министра иностранных дел, на переговоры с высокими лицами по поводу грядущего визита главы Израиля в Анкару. Хотят нормализовать отношения и, возможно, даже вернут послов.

В рамках особенностей того же восточного политеса прекрасны уточнения "Израиля по-русски":

Турецкая делегация после Иерусалима отправилась в ПА (Палестинскую автономию) на встречу с председателем Махмудом Аббасом.

Запланировано, что перед визитом в Турцию Ицхак Герцог (израильский президент) посетит Грецию и Кипр с тем, чтобы заверить союзников, что улучшение отношений с Анкарой не скажется на партнерстве с ними.

Везде поспевают восточные пострелы.

Но вернемся к газете "Die Welt".

В начале Калын восхищается интуицией лидера страны, которая становится понятной, лишь когда мир видит его действия. Инфляция выросла почти до 50% - не беда, команда президента работает над этим. Укрепляется экспорт ("Мы просто установили там рекорд"), который и собьет ее в конечном счете, поскольку Турция занимается этой темой уже 15 лет. Что касается прогнозов падения турецкой экономики, то Калын их слышал уже не раз. Когда ожидания недоброжелателей в лице экспертов и журналистов не сбывались, советник Эрдогана им говорил:

- Если бы вы были на любой другой работе, вас бы десять раз за такое уволили.

Конфликт России с Украиной он видит так:

- В ХХI веке мы получили новые вызовы. Поэтому нам необходимо создать новые правила и принципы, с которыми обе стороны будут чувствовать себя в безопасности. Это не означает, что вы должны отвечать на каждое требование России, но вы должны прислушиваться к русским.

Точка. На вопрос об антироссийских санкциях отвечает тоже просто и однозначно: они бесполезны.

- Лучше слушать другого человека и понимать его стратегические интересы. Россия чувствует угрозу со стороны НАТО...

Журналист пробует упрекнуть Калына в том, что это звучит слишком по-пророссийски, а в то же время Турция - член НАТО. Плюс еще и отправляет на Украину беспилотники. Как это трактовать-то?

Калын отвечает, что США заключает разные союзы с другими государствами - для себя. А ведь Штаты - тоже член НАТО.

Оцените поступенчато прекрасный монолог советника турецкого президента. Логика железная:

- НАТО — самый успешный и важный военный союз, который когда-либо видел мир.

- Мы являемся ключевым участником.

- Но это не значит, что мы не можем вступать в другие союзы, например, в Центральной Азии, на Кавказе, на Ближнем Востоке, в Африке, или что у нас не может быть хороших отношений с Россией или Китаем. Для нас внешняя политика — это не игра с нулевой суммой, в которой один союз возможен только за счет другого.

Вот здесь Ибрагим Калын дает интервью по тому же поводу турецкому CNN. Сегодня.

Но мне больше всего понравился эпизод, когда немецкий журналист попробовал ступить на зыбкую почву обсуждения внутренней турецкой жизни - напомнил, что их новое правительство сильно критикует политику Турции.

Да, мы открыты вашей критике, спокойно отвечает Калын, но вы не забывайте о той травме, которую мы пережили из-за попытки госпереворота в нашей стране.

Теперь следите за руками.

- Если бы я был немцем, я бы сравнил историю Турции с историей Германии, а потом понял, почему мы объявили чрезвычайное положение после попытки переворота.

Журналист не понял параллель. И напомнил о 70 тысяч арестованных после тех событий. На что Ибрагим Калын ему сказал:

- (У вас) после воссоединения почти полмиллиона человек были уволены по подозрению в работе на "Штази". Вы сделали это - несмотря на то, что войны больше не было, а Германия была объединена.

Неплох и еще один пинг-понг:

- Что является самым большим препятствием для демократии в Турции?

- У нас очень устоявшаяся демократия.