Вы знали, что есть произведение, которое рассказывает, что случилось после того, как Нора – главная героиня пьесы Ибсена «Кукольный дом» – решила оставить мужа? Пьеса так и называется «Что случилось после того, как Нора оставила мужа, или Столпы общества». Эльфрида Елинек, австрийская нобелевская лауреатка (2004), написала ее в 1979 году – ровно через 100 лет после появления «Кукольного дома» Ибсена.
Если у Ибсена действие происходит в Норвегии конца XIX века, то Елинек переносит действие в Германию 1920-х годов. Нора, ушедшая от мужа, в поисках себя приходит работать на фабрику, надеясь сначала заняться «чем-нибудь обычным, но только на время», пока не сможет взяться за что-то необычное.
Елинек иронизирует над инфантильностью героини:
Директор: И какова же ваша квалификация в той области, которую вы называете необычной?
Нора: По своей сути я очень ласковая и художественно одаренная.
Директор: Тогда вам следует снова вступить в брак.
Трейлер спектакля по пьесе Елинек Государственного театра Линца, Австрия
Пьеса хоть и обладает внешними чертами традиционной драмы положений, но уже очень сильно от нее отличается. Елинек обращается к психологическому театру, при этом совершенно отказываясь от психологизма. Ее персонажи крайне схематичны, одномерны. Так, Нора в начале пьесы – модель порхающей, игривой, беззаботной женщины. Ближе к концу она превращается в женщину брюзжащую, грубую, несдержанную.
Так же и диалоги между схематичными героями таковыми не являются. Они сохраняют лишь традиционную форму чередующихся реплик, при этом часто выбиваются из поставленных пьесой условий, оказываются вырванными не только из временного, но и культурного контекста. Содержание диалогов и используемая в них лексика эпатируют и разрушают читательские / зрительские ожидания. Пьеса полна абсурда, который в гиперболизированной форме обнажает природу «столпов общества».