Найти тему

«Что случилось после того, как Нора оставила мужа», или Как Эльфрида Елинек решила продолжить пьесу Генрика Ибсена

Вы знали, что есть произведение, которое рассказывает, что случилось после того, как Нора – главная героиня пьесы Ибсена «Кукольный дом» – решила оставить мужа? Пьеса так и называется «Что случилось после того, как Нора оставила мужа, или Столпы общества». Эльфрида Елинек, австрийская нобелевская лауреатка (2004), написала ее в 1979 году – ровно через 100 лет после появления «Кукольного дома» Ибсена.

© Landestheater Linz, WAS GESCHAH, NACHDEM NORA IHREN MANN VERLASSEN HATTE Theaterstück von Elfriede Jelinek
© Landestheater Linz, WAS GESCHAH, NACHDEM NORA IHREN MANN VERLASSEN HATTE Theaterstück von Elfriede Jelinek

Если у Ибсена действие происходит в Норвегии конца XIX века, то Елинек переносит действие в Германию 1920-х годов. Нора, ушедшая от мужа, в поисках себя приходит работать на фабрику, надеясь сначала заняться «чем-нибудь обычным, но только на время», пока не сможет взяться за что-то необычное.

Елинек иронизирует над инфантильностью героини:

Директор: И какова же ваша квалификация в той области, которую вы называете необычной?
Нора: По своей сути я очень ласковая и художественно одаренная.
Директор: Тогда вам следует снова вступить в брак.

Трейлер спектакля по пьесе Елинек Государственного театра Линца, Австрия

Пьеса хоть и обладает внешними чертами традиционной драмы положений, но уже очень сильно от нее отличается. Елинек обращается к психологическому театру, при этом совершенно отказываясь от психологизма. Ее персонажи крайне схематичны, одномерны. Так, Нора в начале пьесы – модель порхающей, игривой, беззаботной женщины. Ближе к концу она превращается в женщину брюзжащую, грубую, несдержанную.

Так же и диалоги между схематичными героями таковыми не являются. Они сохраняют лишь традиционную форму чередующихся реплик, при этом часто выбиваются из поставленных пьесой условий, оказываются вырванными не только из временного, но и культурного контекста. Содержание диалогов и используемая в них лексика эпатируют и разрушают читательские / зрительские ожидания. Пьеса полна абсурда, который в гиперболизированной форме обнажает природу «столпов общества».