Як-130 – первый в мире учебно-боевой самолет, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого позволяют готовить пилотов боевых машин четвертого и пятого поколения. Что умеет летная машина и почему «НАТО стоит ее опасаться»?
История появления
Долгие годы роль «летающей парты» в нашей стране исполняли заслуженные чешские самолеты Aero моделей L29 и L39. Но они устарели морально, да и свой ресурс «Альбатросы» почти исчерпали – сейчас самому свежему из них перевалило за 20 лет. Чтобы пересадить начинающих летчиков на более современную технику, в начале 90-х был запущен проект нового учебно-боевого самолета.
Но рождался он мучительно долго, ведь денег после распада СССР на военные разработки не было. От участи быть похороненным в архивах проект спасла кооперация с итальянцами из Aermacchi. Так в 1996 году «встал на крыло» двухместный Як-130 – уникальная машина, способная на то, чего не умеет ни один учебно-тренировочный самолет в мире.
Играющий тренер
На Як-130 впервые в стране реализован принцип «стеклянной» кабины с приборной панелью полностью на цифровых ЖК-индикаторах. Вкупе с электродистанционной системой управления «по проводам» это позволяет по конфигурации приборов и поведению имитировать чуть ли не любой современный боевой самолет – хоть наш ПАК ФА, хоть F-22 Raptor.
Як-130 учит пилотов в разных режимах – от ведения воздушного боя до атаки целей на земле. Мощный и послушный, он поставил несколько мировых рекордов по скороподъемности. Схема крыла, особенности компоновки и механизации позволяют ему стабильно и легко маневрировать на больших углах атаки подобно истребителям поколения 4+, что конкурентам и не снилось.
«Порхай как бабочка, жаль как пчела» – девиз легенды американского бокса отлично подходит и русскому самолету. Потому что ужалить он может так, что мало не покажется.
Универсальный солдат
На театре военных действий Як-130 сыграет любую роль: штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика либо постановщика радиоэлектронных помех. Имея девять точек подвеса, он готов нести на себе три тонны разнообразного вооружения: ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», управляемые и неуправляемые авиабомбы, контейнер с автоматической пушкой.
Он может действовать с авианосца или грунтовых аэродромов, а с подвесными топливными баками его дальность полета составляет 2100 километров. Такая совокупность качеств – повод для беспокойства в стане вероятного противника.
Самолет, «которого стоит опасаться», способный «сокрушить любую армию» – так отзываются о нем западные военные эксперты. Между тем талантливому Як-130 еще только предстоит полностью раскрыть свой потенциал, и поможет в этом глубокая модернизация, которую с 2019 года ведет корпорация ОАК.