Девятые жгли. На вопрос: "перечисли с/х животных Калмыкии" я читала ответ "бараны, овцы" и спрашивала себя: "Что это: проблемы с биологией? с широким кругозором? с умением мыслить, в конце концов?" Обнаружила и грызунов там же. Усомнилась, что речь идёт о нутриях – вряд ли кто-нибудь знает такое слово а уж тем более видел «водяных крыс»…
Но, узрев вечное «крестьянство» среди других "религий Поволжья", тяжело вздохнула.
- За что "2"? В ответе половина правильно! И другой вопрос тоже! Поставьте «три»!
- Скажи пожалуйста, ты не знаешь разницы между крестьянством и христианством? Или ты не можешь верно прочитать? без ошибок списать с атласа? Это проблемы с русским языком? или всё же первое - бедность эрудиции?
«Три» я в журнале поставила – но бесполезно: в триместре всё равно вышла «два».
Синонимизированность крестьянства и христианства - школьная классика. Простительна в пятом-шестом, в седьмом в некоторых классах, где много детей с неродным русским, но в девятом? когда на носу ОГЭ?.. печаль.
«Крупнейшие порты Поволжья» - «Санкт-Петербург, Крымский порт, Владивосток»
Но и это не всё.
4 опрошенных мною класса не смогли привести примеры бахчевых культур.
Один парень назвал дыню, кабачки и к ним же отнёс баклажаны.
В другом классе девушка сказала, что это дыни и арбузы потому, что ее «бабушка их выращивала». Хвала небесам, спасибо бабушке.
- ДС, как у меня в триместре «4»?
- Ты прогуливаешь слишком много уроков
- Он прогуливает не только географию
- Нашли, чем хвастаться
- Знаете, как тяжело вставать в 7 утра?
- Угу. «Вдруг война, а я уставший». – Смеются. - Как девочек наших за вас замуж-то отдавать, если вы 16 лет в школу прийти вовремя не можете? – спрашиваю, иронично подняв бровь
*
В седьмых пишут РДР (прощай, начало Южной Америки для двух классов).
А в одном классе я зачитываю «послание из Тюмени», чуть переделав:
«Инструкция на время каникул для родителей от директора школы.
Уважаемые родители!
Чтобы ваши дети чувствовали себя дома во время каникул комфортно также, как и в школе, предоставьте им все возможные условия, как в школе.
Например, пусть в ботинках пинают по стенам и дверям, оставляя следы, на столах выцарапывают имена своих любимых (или тех, кого они не любят), маты и непотребные рисунки.
Не выключают свет в комнатах, затыкают во все открытые отверстия фантики от конфет и чипсов. Приклеивают под столы и стулья жвачку.
Разбрасывают по комнате кусочки бумаги и кидают мусор мимо урны.
Каждые 10 минут идут в туалет и кидают в потолок мокрую бумагу и салфетки.
Пусть во весь голос кричат и бегают из одной комнаты в другую.
И, самое главное, ни в коем случае не повышайте на них голос, ведь вы можете испортить их нежную психику. Берегите свои нервы – нервные клетки не восстанавливаются.
А дети немного пошалят, и всё. Тем более их у вас двое, максимум, четверо, а не 30 человек, как в классе.
Каникулы – только на неделю. А потом они обратно вернутся к нам.
С уважением, администрация»
Тишина.
- Приклеивать жвачки – это многолетняя школьная традиция – шутливо спорит мальчик Т.
- Ну ладно. Представь, я приду в кафе к твоим родителям, начну клеить жвачки – им понравится?
- Нет.
- Но и это еще не всё. Я буду ногой в обуви пинать стены и двери. Что они сделают? Вызовут полицию.
Почему же так можно вести себя в школе?
Вопросы важнее ответов.
Далее - исследования Южной Америки и я спросила, кто знает, что такое "конкиста" и "конкистадор"
из примерно 80 человек откликнулась одна девочка, которая читает книги.
Обсуждали, что от «конкиста» произошли английское to conquer и заимствованное русское "конкуренция". Говорим о разнице между соперничеством (борьба равнозначных противников) и конкуренцией (сильный жрёт слабого).
Как объяснить европейскую колонизацию простыми словами?
Представьте, что в вашу квартиру приходит посторонний человек и говорит:
- Теперь это – моя квартира. твоя мама будет мне готовить еду, твой отец – приносить деньги, ты – будешь делать уборку. Говорить вы будете на моём языке, верить – в моего Бога и так, как я скажу А за это я вам позволю жить и питаться объедками. Кто не согласен – тех буду убивать. Станете возмущаться?
- Конечно!
- Теперь вы знаете, что такое европейская колонизация. Но помните, что во вторую экспедицию Колумб привёз с собой огромных собак, которыми травили людей. Что белые относились к аборигенам, как к животным, особенно англичане. Что Васка да Гама посадил на корабль детей и женщин, отогнал его в море и сжёг.
*
В пятых прошёл творческий урок: я задала сделать рисунок вулкана / гейзера или придумать сказку или стихотворение.
В одном из трёх классов почти половина детей придумали сказку вдобавок к рисунку. Рассказывали у доски, кто забыл рисунок – еще и иллюстрации на доске рисовали).
...Чем дальше в лес – тем больше дров: в старших классах от загруженности на творчество остаётся мало времени и сил…
*
«Как образовались осадочные породы?» - Конечно «из-за осадков» - читаю я в контрольной. Из года в год перед мысленным взором встают дожди из камней и глины…
*
Восьмые предлагают меры для увеличения численности населения:
- понизить/повысить стоимость контрацептивов,
- поддерживать семьи с детьми деньгами (4 голоса),
- ввести уроки полового воспитания (2 голоса. Как же в СССР шёл прирост населения без уроков полового воспитания в школе?),
- психологическое тестирование перед «заведением ребёнка»,
- увеличить доступность и качество медпомощи (8 голосов),
- преодоление бедности,
- содействие улучшению жилищных и бытовых условий молодой семьи (3 голоса),
- увеличение продолжительности жизни за счёт здравоохранения,
- снижение стрессов и суицидов,
- ЗОЖ,
- воспитывать в детях семейные ценности (3 голоса),
- снижать количество абортов,
- увеличить пособия матерям-одиночкам (сейчас, кстати, выгоднее быть матерью-одиночкой, нежели воспитывать ребенка в полной семье),
- поддерживать многодетных,
- строить больше поликлиник, детских садов и школ, (2 голоса),
- стимулировать желание подростков учиться на врача,
- улучшить благосостояние общества,
- создавать рабочие места и нанимать людей (2 голоса),
- при рождении третьего ребенка – бесплатное обучение,
- льготная ипотека на жильё (да, о бесплатном жильё от государства кто-то уже не задумывается даже, а когда-то это было реальностью)
А также обсуждаем качества мужа/жены, необходимые для рождения и воспитания детей.
Победила нравственность.
*
На конкурс «Живая Классика» мы с Миланой взяли отрывок из "451 градус по Фаренгейту" - монолог главного пожарника.
"Милана, с публицистикой на победу не рассчитывай - вздыхала ее учительница – Конкурс - театр одного актёра, а из твоего текста ничего не выжать"
Но дочь отвергла Ассоль и образы тонких душевных девушек, отказалась от военной тематики и выбрала злобу дня.
Монолог на 8 минут. https://vk.com/wall-151856249_41308?w=wall-151856249_41308
- Выучить текст - самое простое - делилась Милана, рисуя "значки" методом мнемотехники, - но как его обыграть?
- Это как раз самое лёгкое! - обрадовалась я.
Мы с дочерью прекрасно друг друга дополняем!
Хорошо, что есть цифровые технологии - можно записать себя на телефон и посмотреть со стороны, оценив недочёты: камера покажет всё без прикрас. Отведя первую смену и вторую, я окуналась в третью: наши репетиции.
И наконец, конкурс!
Дети читали прекрасно: два раза я плакала. Юмористического было мало, много - тяжёлых и серьёзных тем. Война, голод, борьба с несправедливостью. И, разумеется, про любовь - и смешно и трагично...
Кто-то читал, как на уроке - выразительно.
Кто-то трогал за душу.
Кто-то вызывал неподдельное веселье и увлечённо вёл за собой...
Кто-то создал такой грим, что шрамы на лице выглядели, как настоящие.
Дети и их наставники подарили нам настоящий праздник.
Я зашла к жюри после распределения мест и услышала:
- Что же вы своей девочке такой текст дали?! Она - талантище! а вы ее публицистикой задавили!
- Девочка сама выбрала - пожала я плечами
Второе место! Ура!
Бесспорно, Милана была великолепна, но, согласитесь, сложно объективно оценивать выступление своего ребенка, в которое ты вложила не один вечер вдохновения и сил...)))
- Мы поняли твою гражданскую позицию - похвалила Ольга Олеговна Милану - ты даже из публицистики умудрилась сделать конфетку! Но ты можешь больше!
Дочь довольна: она не рассчитывала, что победит с Реем Брэдбери: описание уродливых граней общества потребления - не самая веселая вещь на фоне насмешника-Гоголя и юмористического рассказа про шуры-муры.
Неожиданно, этот монолог пригодился на Клубе.
Мы спорили о том, нужно ли читать книги
- Зачем их читать, если в играх можно узнать много фактов или услышать от какого-либо персонажа философские мысли, которые заставят тебя задуматься?
- Милана, продекламируй пожалуйста монолог
Милана читает целиком, в том числе и «…Если правительство плохо, ни черта не понимает, душит народ налогами, — это всё-таки лучше, чем если народ волнуется. Спокойствие, Монтэг, превыше всего! Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зёрна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит: ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперёд, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо «факты», которыми они напичканы, - нечто неизменное…»
- Узнаёшь свои «важные факты»?
- Слушайте, но классика вызывает у меня тоску
- Возможно ли, чтобы вызывала тоску ВСЯ классика?.. К тому же, книги показывают разные стороны одного и того же, ты можешь сравнить и сделать выводы. Как там у Рея Брэдбери «...Без досок и гвоздей дом не построишь, и если не хочешь, чтобы дом был построен, спрячь доски и гвозди. Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а ещё лучше — ни одной.»
- Мне претит школьная программа, вся эта ваша художественная литература. Там нет фактов. Одни образы не пойми о чём – спорит Федя, читающий Ленина вопреки родителям.
- Согласна, факты важны. С другой стороны, классика учит понимать человеческие отношения. Она про социальный интеллект.
*
Обсуждаем игры как один из способов формирования мировоззрения, продвижения «повесточки»: где-то есть лгбт-персонажи, где-то женщина «мочит» мужчин (не просто равна им по силе – превосходит), есть ли в них мораль или идёт приучение к убийствам, или оно же, но прикрытое моралью?..
*
«Книги – для избранных, игры – для всех»
В игры играют все. Книги читают немногие. Поймите вы, только советская власть дала массам образование и высокую литературу. Все великие авторы – Достоевский, Пушкин, Толстой, Гоголь, Крылов… - писали для узкого круга образованных лиц: высшего света и некоторых чиновников. Массы жили в темноте. Мы идём по этому же пути.
*
Повышение пенсионного возраста как выход из кризиса: опыт капитализма и СССР.
* От 0 до 10, оцените, насколько ваши родители хотят от вас денег
- 8,4,10,8,0
- Думаешь, твои родители проживут на пенсию?
- Мне всё равно, я уеду в Питер
- В Питере – пить - неловко шутит кто-то.
*
Прирост населения в СССР vs демографические кризисы России.
*
- Я читала «Кто заставил Гитлера напасть на Сталина»
- Хорошая книга, одобряю
- А вот я плохо воспринимаю текст без картинок. Мне нужно хоть что-то зацепиться - делится Руслан
- Ты воспринимаешь образами
- Да нафиг картинки! Образ в тексте уже есть – его надо только увидеть!
- Много ты увидишь в трудах Ленина
- Не стоит так свысока о картинках. Иероглифы – это тоже образы)
*
- Зачем читать?
- Занять время
- Развиваться
- Учиться критиковать, т.к. видишь разные стороны
- Повышается грамотность
- Это работает, если ты визуал
- Читать книги интересно
- Поспорю! «Герой нашего времени» - такая муть!
- Исторические книги куда интереснее!
- Троцкого еще в пример приведи
*
- "Метро" - дурацкая игра
- Откуда ты знаешь, ты не играешь?
- Я играл в первую часть
- Это другое
*
недавний пост Захара Прилепина https://vk.com/zaharprilepin?w=wall-69956821_312164
- Нет, государство этих фриков не поддерживает! – спорят со мной часть ребят
- Поддерживает. Прямо или косвенно. Отсутствие цензуры – это косвенная поддержка и целенаправленное опускание массового сознания молодёжи
- Вы тоже слушали всякий шлак
- Тоже. Только у нас программа была другая. Мы классику читали. Мы не списывали с гдз. А сейчас у вас «пересказ пересказа» или комикс по «Войне и Миру»
Пирамида Маслоу. По ней очень наглядно видеть разницу.
Рептильные потребности (доминирование, размножение, еда, дом, красивое тело, здоровье). Потребности млекопитающих (общение, признание, бренды ради «понтов). Нравственность ради одобрения. Это уровень массового обывателя при капитализме.
Все они в достаточной степени удовлетворялись за налоги при социализме. А ещё: библиотеки, доступные театры, кружки и секции, бассейны, спортшколы... Человек мог оттолкнуться от животного и подняться дальше, заплатив налоги.
Уровень творца: образование ради удовольствия, нравственность как зов души, самореализация - использование своих талантов на благо людям.
Кем проще управлять: быдлом или творцом?
*
Три отдела мозга: рептильный, лимбический, кора. Пока работают 1 и 2, кора включается слабо. 1 и 2 – это и есть уровень рептилий и млекопитающих. Включи страх, гнев, стремление к размножению, понты – и большинство ведётся.
…Что предлагает реклама? музыкальные клипы?
- Можно ли делать всё на альтруизме?
- Нет. В нас много цветов и оттенков. Но можно время от времени замечать за собой, зачем и почему ты делаешь то или иное.
*
- ДС, знаете, с вами легко общаться
- Да!
- Вы не как учитель, не как родитель
- Вы как друг.
#заметки_педагога #обзор_недели