Если бы мне когда-либо представилась возможность снимать Сагу о Дракуле, вампирах с оборотнями, то в качестве натурных съёмок лучше усадьбы Горенок найти было бы трудно. Здесь каждый метр отдаёт одиночеством, угасанием и таинственностью. А может в самом деле, здесь есть нечисть? Как тогда объяснить то, что прекрасное подворье, выполненное в духе классицизма, находящейся ни где-нибудь на затворках, а в Балашихе, практически забыто теми, кто по долгу службы не должен был бы забывать. Кроме как нечистью сложно объяснить.
Уверенно мчась вдоль Шоссе Энтузиастов, недалеко от реки Горенка, трудно даже себе представить, что за каменной оградой находится, скрывается таинственное сокровище - #усадьба подмосковья Горенки в XVIII веке считавшееся самой дорогой в #Подмосковье Въездные ворота и два пилона с полукруглыми нишами сохранились с тех самых времен, но они настолько стали внезрачными, что только самый любопытствующий остановится, поставит машину у ворот и направиться вглубь. Для тех, кто без машины можно выйти на остановке «Красная Роза», но я промахнулся и вышел на #Горенки Тут бы расстроиться, тем более, что перед моим носом стояли металлические ворота с запертой дверью (это должен был быть второй вход в усадьбу), но когда я попытал удачу - легонько толкнув дверь, она без какого-либо сопротивления открылась и попросила войти. Таким образом множество фильмов ужасов начинаются - с приятного гостеприимства...
Перед глазами встала пустующая дорога. Убрано. Снег аккуратно лежит вдоль дороги. Почти сразу справа дом, по фасаду которого не скажешь, что он живой. Убит напрочь. На фасадах использованы неглубокие арочные впадины высотой в оба этажа и фронтоны с торцов и над центральными ризалитами главных фасадов. Раньше в таких домах жили люди, обслуживающие хозяйство княжеских особ, а кто сейчас - сказать сложно. На первом этаже, на окнах решетки, на втором - окна не менялись наверное, несколько десятилетий, но главное, на что обращаешь внимание - на крупную круглую дыру на крыше.
Тропинка была проложена через лиственный лес - бывший английский парк, надо полагать. Тут и липы, и березы, и вязь. Вдоль всей дороги установлены фонарные столбы и натянуты электрические провода. Наступила непривычная для мегаполиса, сводящая даже с ума, тишина - машин на шоссе почти не слышно, благодаря глухому высокому забору, только одинокое карканье вороны. Невольно сложилось впечатление, что она за тобой следит, сопровождает, чтобы путник не сбился с пути... Как в лучших традициях качественного триллера. Нервы щекотались - ни души вокруг.
Смотреть усадьбу с парадного входа я не стал, свернул немного раньше. По узкой натоптанной тропинке двигался к знаменитому гроту, сохранившиеся по сей день, который не разочаровал. Когда-то он появился здесь в светлые времена хозяйствования усадьбой Алексеем Кирилловичем Разумовским, который сделал её настоящим достоянием Царской России.
Существует три версии предназначения грота. По романтичной - создавалось место для уединения влюблённых; по практичной - использовался как погреб для хранения запасов продуктов и охлаждения напитков; по жестокой - одна из хозяек усадьбы здесь пытала своих крепостных.
Последняя версия, в тот день мне особенно делала нервы. Не без преодоления самого себя, я все же спустился в полуподземное сооружение из крупного булыжного камня. В нем, несомненно, было теплее, но и страшнее. Казалось, что сейчас кто вот вот схватит тебя сзади или он неожиданно обрушиться на тебя. Пройдя по узкому длинному сводчатому коридору, я оказался в круглом купольном зале в центре, из которого тянулись еще два, а то и три извилистых коридора, выводящих на улицу. Купольный зал был не цел, часть обвалилась, поэтому, чтобы никто неожиданно не провалился, его застлали ветками, но тем не менее солнце настойчиво проникало внутрь. Место колоритное, а при полной луне, наверняка, еще и таинственное, вместо наставленных пустых жестяных банок из-под пива, здесь, человеку, с богатой фантазией легко можно представить черепа, кости и прочую подобную «страшную» атрибутику. Место пользуется популярностью - тут даже костер разводят, следы сажи отчетливо видны в зале.
Вышел из другой части грота и опять оказался в лесу, точнее в остатках усадебного парка английского образца - многие деревья распилили, с корнями выдрали и продали. К прудам с островами и мостиками из-за большего количества лежащего снега не продрался. Хотелось выйти сухим из усадьбы. Принял решение обойти главный дом с заднего хода. С этого, заднего вида - усадьба обвешала. Видно было, что величие стирается. Исчезает красота, но жизнь все-таки какая-то тут есть.
Вдали раздавался голос большой собаки. Собака лаяла в какую-то одну точку, наверное, в ту, где, предположительно, хозяин. Просила еду. А потом увидела меня и стала истошно гавкать в мою сторону. Стало страшно - а вдруг она без привязи? Голодной побежит ко мне. Но обошлось, тем не менее неприятно. Идешь по малонаезженной узкой снежной дороге и видишь - ни души, по-прежнему. С одной стороны, полузаброшенная усадьба, с другой пруд, пустошь, когда -то величественная белокаменная лестница под грудой снега. А вдруг над тобой кто-то наблюдает? Следит, улыбается и потом бабах, пулю в лоб, весок - и тебя уже не найдут. Какие же странные мысли меня посещали в тот момент. Точно какая-то невидимая нечисть будоражит.
Я пошел правильным путем, потому что на парковом фасаде главного дома, перестроенном С. Чернышёвым, основное место занимает 14-колонная лоджия, после перестройки этот фасад стал двухэтажным. Парадный двор ограничивают вынесенные вперёд двухэтажные флигели, соединённые с главным домом галереями на аркадах.
Протяжённые дуговые колоннады тосканского ордера соединяют дом с павильонами. Одна из великолепных коллонад (западная галерея) не отреставрирована, потихонечку доживает свой век.
Первым хозяином усадьбы, отстроенной в 1693 году на территории небольшой деревеньки, был князь Юрий Хилков — комнатный стольник Петра I. Он построил приданое своей дочери Прасковьи — первый деревянный дворец и господский двор. Именно Хилкову принадлежит название «Горенки», сохранившиеся до сегодня. Князь вовремя позаботился и отдал дочь в правильные руки, в смысле, замуж за Алексея Долгорукова — через несколько лет, а именно с 1724 года особняк перешел во владение семейства Долгоруковых, где молодой князь с присущим его возрасту энтузиазмом, присоединив предварительно имение Чижово и правобережные Горенки, заложил здесь первый каменный дворец. Но по различным стечениям обстоятельств, усадьба в руках Долгоруких не задержалась. Сын Долгорукова, Иван Алексеевич, сделал блестящую карьеру при дворе. Он был фаворитом юного императора Петра II, который часто тут гостил. Старший Долгорукий пытался женить Петра II на своей дочери, 17-летней Екатерине, в ноябре 1729 года даже состоялась помолвка, где Долгорукая была объявлена «государыней-невестой». Но все карты спутала неожиданная и ранняя смерть императора. Долгоруковы составили подложное завещание, по которому от имени государя преемницей престола становилась его невеста. На этом и погорели. Долгоруковых надолго отправили в ссылку, а все имеющиеся владения перешли в казну. Ох, уж эти дворцовые перевороты!
Новая власть, по мановению палочки, передает усадьбу одному из фаворитов Елизаветы Петровны, графу Алексею Кирилловичу Разумовскому. И именно в это время происходит второй и самый масштабный расцвет имения. При нем дворец снова перестраивается, возводится церковь во имя Всемилостивого Спаса. Три поколения Разумовских с середины XVIII века до начала XIX века владели усадьбой. Он отстраивает великолепную, редкой красоты и гармонии с окружающей природой, усадьбу Горенки. Проект усадебного комплекса выполнен талантливым шотландским архитектором Адамом Менеласом, долго работавшим у Разумовских. В строительстве широко использовался дикий камень. Сад в Горенках был отдельным поводом для гордости не только Разумовских, но и всей России, ведь на его территории росли редкие растения, которые были «красой и гордостью ботанического общества».
Вот наконец-то я вышел к парадной части здания. Сразу бросился в глаза российский триколор, а затем все остальное величие. Главный дом-дворец лишь с дворового фасада имеет облик XVIII века. В центре этого симметричкого трёхэтажного фасада — портик из шести колонн ионического ордера, которому отвечает аркада в нижнем рустованном этаже. Но от этого все равно было не по себе, то ли из-за того, что какой-то невидимый хозяин продолжал за мной наблюдать, оставляя признаки жизни (например, в будке лежало свежее сено, кто в ней жил не ясно - была пуста), то ли из-за того, что по-прежнему ни души. Ау, люди! Триллер продолжался.
Война 1812 года внесла свою первую ленту в печальную участь усадьбы - армия Наполеона разорила дворец и уничтожила часть сада. После кончины Разумовского его многочисленные наследники поспешили распродавать ценности усадьбы вплоть до оранжерейных деревьев. В 1827 году на усадьбу нашелся покупатель - князь Николай Юсупов, он вывез библиотеку и коллекции в свою усадьбу Архангельское. Гербарий Разумовского был приобретён Ботаническим музеем Академии наук. Жить здесь Юсупов не собирался, поэтому продает ее московскому уездному предводителю дворянства полковнику гвардии Николаю Волкову. Полковник по-деловому подошел к покупке. Волков устроил во дворце вместе с купцом Василием Третьяковым бумагопрядильную и бумаготкацкую фабрику, а в парке — небольшой литейный завод для изготовления станков. Ткацкие станки работали прямо в бывших княжеских покоях. Сильнее всего пострадала правая часть дворца. Внутри были пробиты потолки для установки машин, заделанные впоследствии штукатуркой. В 1840-х годах Волков продал деревню Горенки коллежскому регистратору Фёдору Пантелееву. Самому Волкову остался дворец, а после его смерти им продолжали владеть компаньоны — семейство купцов Третьяковых. К 1885 году фабрика была закрыта, имение и парк пришли в совершенное запустение. В 1910 году Горенки купил фабрикант Владимир Севрюгов, попытавшегося вернуть имению прежнее назначение. В 1912-1916 гг. дом-дворец был реконструирован по проекту архитектора С.Е. Чернышева. Но вновь пришли потрясения. Революция. После 1917 года усадьба была национализирована, в ней расположили Разинский волостной исполком, а затем и детский дом им. С. Разина. А с 1925 года размещался Московский областной санаторий внелёгочных форм туберкулёза "Красная роза". Розой он назван не в честь прекрасного цветка, а одноимённой революционерки Розы Люксембург.
Сейчас уже и санатория нет. А что осталось? Доверюсь табличке. Двинулся в сторону шлагбаума. И тут произошло кое-что: увидел людей! Мне навстречу беззаботно шла молодая, улыбчивая счастливая семья, им все еще эмоции предстояло пройти. А после я услышал собачий лай. Это была другая собака. Тоже большая, но на этот раз чёрного окраса, а не белого, как предыдущая. И опять-таки не было уверенности, что она на привязи. Страшновато. Что она охраняла? Понял. Оранжерею.
Оранжерея рубежа XVIII - XIX вв. - единственное здание, напоминающее о некогда знаменитом ботаническом саде. Постройка одноэтажная. Длинная, протяжённостью в 215 м с центральным и двумя боковыми павильонами состоит из двух объединённых под тупым углом корпусов.
Продолжал двигаться по полукруглой подъездной аллее, уже был виден выход, когда я углядел несколько одинаковых объектов, расположенные симметрично от дороги. Парные одноэтажные домики - кордегардии (помещения для военного караула), несмотря на скромное место в усадебном ансамбле, они объединены с ним общностью стилевых приемов. Украшением фасадов построек служат ниши, креповки, ленточный руст. Планировка, часть окон и перекрытия зданий изменены. Лишь в одном из них уцелел лотковый свод с распалубками над проемами. Признаться, я так и не понял, но по-моему один домик то ли уже переоборудовали, то ли еще предстоит сделать храмом во имя прп Сергия Радонежского. Висит табличка с просьбой не осквернять созидание храма. Еще один вопрос повис в воздухе.
А вот чуть поодаль за деревьями, также симметрично расположились двухэтажные служебные дома, точь-в-точь, которые я встречал уже в самом начале усадьбы. За одним исключением - один дом был заброшен. Чувствовалась, что когда в нем текла жизнь, на втором этаже стекла еще стояли, на окнах - кто-то приклеил аппликации... До сих пор на месте. Первый этаж - уже мертв. Мне было страшно заходить во внутрь. Вдруг там что-то страшное? Брр. Накрутил-то себя.
Моя экскурсия в Горенки и очерк подошел к концу. Что-то странное, таинственное и неуловимое послевкусие осталось. Жаль, что такая красота исчезает...
Спасибо что Подписывайтесь на мой канал и я постараюсь вас радовать.
Есть очерк про Неаполь Скифский, про город Симферополь, про Александров, про другую усадьбу - Михайловская
Про Малоярославец , про Несебр, про Реутов, про Медынь, и про Брест тоже, и про Курск
#россия #балашиха #достопримечательности #усадьбы подмосковья #заброшенная усадьба #путешествия по россии