Новая Texas Chainsaw Massacre от Netflix изменила стиль, отказалась от ряда привычных для франшизы ходов, стала более политизированной и менее эксплуатационной по отношению к женщинам. На что же тут тогда смотреть? Ну, например, на возвращение знаменитой героини Салли Хардести, одной из первых в мире «последних девушек». Или на самую большую «нарезку» в истории франшизы.
В наше время три девицы и парень едут в заброшенный городок Харлоу, который они по цене трейлера выкупили у банка и теперь намерены продать по частям молодым ревитализаторам заброшенных пространств.
Кто тут будет главным, понятно сразу. В первом кино были брат и сестра, теперь – две сестры. Более бойкая Мелоди, которую играет уже успевшая побывать в хоррорах Сара Яркин (AHS, «Ешь, мозги, люби», Happy Death Day 2U). И новая скромная девчушка с признаками Final Girl – Лайла (Элси Фишер, номинант Золотого глобуса за фильм «Восьмой класс»).
В одном из домов в городке – приют, на фото из него 1975 года один воспитанник большой, его лица не видно. В приюте по-прежнему живет хозяйка. Молодежь решает ее выселить. Старушка от стресса покидает этот безумный мир, а ее воспитанник оказывается психопатом Буббой Сойером, он же Кожаное лицо, Лезерфейс. Ну, и начинается.
От авторов новых Evil Dead
Новая картина Netflix – сиквел фильма Тоуба Хупера 1974 года, похожий даже на риквел – продолжение с частичным перезапуском.
Фильм сделали сопродюсеры Федерико Альварес и Родольфо Саягес, известные нам по новому Evil Dead и «Не дыши». Их хоррор, в отличие от ремейка Майкла Бэя 2003 года, отчасти является ревизионистским. местами наработки Тоуба Хупера сохраняются, но видны и изменения. В этом тексте отмечу некоторые яркие черты нового кино.
Больше политики и социалки
Лезерфейс даст гостям с севера последний бой под флагом конфедератов. На фоне памятника генералу Роберту Ли на площади. Эти монументы и флаги нервируют многих «демократов», представляющих сепаратистов-конфедератов как примитивных защитников рабства. Кинематограф США забит этой пропагандой. Сарказма тут на порядок больше, чем в СССР на тему Белой гвардии, например. Данное кино – не исключение.
Также тут затейливая игра вокруг скулшутинга, через который в детстве прошла героиня Лайла, активная противница права на ношение оружия: чтобы взять ситуацию в свои руки, ей придется взяться за ружье. И кажется, что девушке это даже понравилось.
Лезерфейс же берет пилу от социальной несправедливости: маму ведь нечестно выселили. TCM продолжает тему неприятной для народа джентрификации (типа российской «реновации»), которую ранее поднимали продюсер Джесон Блум в «Чернее ночи» и «Адское бинго» и Джордан Пил (как продюсер и сценарист) в «Кэндимене».
В частности тут делается акцент на последнего жильца, не желающего покидать дом, несмотря на давление со стороны джентрификаторов. Забавная перекличка с темой «последней девушки»?
Отказ от старых ракурсов
В новом кино изменился принцип показа женщин и воздействия на них со стороны членов техасской семейки. В агрессии антагониста сейчас нет гендерных мотивов, а в классической ленте члены семейки глумились по-мужлански. Ушел и элемент с веревками, подвешиваниями и прочими «эксплуатационными» деталями, герои вообще не попадают в плен.
Старый фильм просто картинкой применял объективацию героинь. Достаточно вспомнить многочисленные ракурсные кадры, показывающие героинь ниже спины, которые почти скопированы в ремейке 2003 года.
Да и наряды, и внешность актрис важны. В старом кино все гораздо более женственно. В новом кино героини выглядят эффектно только когда вступают в прямой бой, нападают. Очевидно, что этого фильма коснулась борьба с объективацией, в которой еще давно упрекали и самого Хупера.
Веганство и безработица
Актуальных политики и социалки в новом кино немало. Правда, и первая Texas Chainsaw Massacre уже выглядела как хоррор с элементом сатиры. Например, зрителю давали почувствовать себя животным на ферме, и понять, как нездорово ношение шкуры. В общем, это была веганская тема, и до сих пор образ Лезерфейса используют как аргумент участники движения против ношения натуральных меха и кожи.
Тоуб Хупер еще приплел для хайпа, что фильм – психическая реакция на жесть во Вьетнаме и прочий кошмар в новостях по телеку. Этот наброс укрепил культ TCM, хотя искать четкие аллегории на «Вьетнам» там не стоит. Зато тема выживания ненужных обществу потерявших работу провинциальных маргиналов в классической картине точно была.
В этом тексте я не успел упомянуть все особенности новой Texas Chainsaw Massacre. Продолжу в следующем тексте на этом канале.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!