Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Как новый фильм про техасскую бензопилу пересматривает старые правила

Оглавление

Новая Texas Chainsaw Massacre от Netflix изменила стиль, отказалась от ряда привычных для франшизы ходов, стала более политизированной и менее эксплуатационной по отношению к женщинам. На что же тут тогда смотреть? Ну, например, на возвращение знаменитой героини Салли Хардести, одной из первых в мире «последних девушек». Или на самую большую «нарезку» в истории франшизы.

Хорошая находка с засохшими подсолнухами. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
Хорошая находка с засохшими подсолнухами. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

В наше время три девицы и парень едут в заброшенный городок Харлоу, который они по цене трейлера выкупили у банка и теперь намерены продать по частям молодым ревитализаторам заброшенных пространств.

Кто тут будет главным, понятно сразу. В первом кино были брат и сестра, теперь – две сестры. Более бойкая Мелоди, которую играет уже успевшая побывать в хоррорах Сара Яркин (AHS, «Ешь, мозги, люби», Happy Death Day 2U). И новая скромная девчушка с признаками Final Girl – Лайла (Элси Фишер, номинант Золотого глобуса за фильм «Восьмой класс»).

В одном из домов в городке – приют, на фото из него 1975 года один воспитанник большой, его лица не видно. В приюте по-прежнему живет хозяйка. Молодежь решает ее выселить. Старушка от стресса покидает этот безумный мир, а ее воспитанник оказывается психопатом
Буббой Сойером, он же Кожаное лицо, Лезерфейс. Ну, и начинается.

От авторов новых Evil Dead

Новая картина Netflix – сиквел фильма Тоуба Хупера 1974 года, похожий даже на риквел – продолжение с частичным перезапуском.

Фильм сделали сопродюсеры Федерико Альварес и Родольфо Саягес, известные нам по новому Evil Dead и «Не дыши». Их хоррор, в отличие от ремейка Майкла Бэя 2003 года, отчасти является ревизионистским. местами наработки Тоуба Хупера сохраняются, но видны и изменения. В этом тексте отмечу некоторые яркие черты нового кино.

Больше политики и социалки

Лезерфейс даст гостям с севера последний бой под флагом конфедератов. На фоне памятника генералу Роберту Ли на площади. Эти монументы и флаги нервируют многих «демократов», представляющих сепаратистов-конфедератов как примитивных защитников рабства. Кинематограф США забит этой пропагандой. Сарказма тут на порядок больше, чем в СССР на тему Белой гвардии, например. Данное кино – не исключение.

Ревитализаторы увидят, чем живет провинция. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
Ревитализаторы увидят, чем живет провинция. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

Также тут затейливая игра вокруг скулшутинга, через который в детстве прошла героиня Лайла, активная противница права на ношение оружия: чтобы взять ситуацию в свои руки, ей придется взяться за ружье. И кажется, что девушке это даже понравилось.

Лезерфейс же берет пилу от социальной несправедливости: маму ведь нечестно выселили. TCM продолжает тему неприятной для народа джентрификации (типа российской «реновации»), которую ранее поднимали продюсер Джесон Блум в «Чернее ночи» и «Адское бинго» и Джордан Пил (как продюсер и сценарист) в «Кэндимене».

Новая «последняя девушка». Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
Новая «последняя девушка». Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

В частности тут делается акцент на последнего жильца, не желающего покидать дом, несмотря на давление со стороны джентрификаторов. Забавная перекличка с темой «последней девушки»?

Отказ от старых ракурсов

В новом кино изменился принцип показа женщин и воздействия на них со стороны членов техасской семейки. В агрессии антагониста сейчас нет гендерных мотивов, а в классической ленте члены семейки глумились по-мужлански. Ушел и элемент с веревками, подвешиваниями и прочими «эксплуатационными» деталями, герои вообще не попадают в плен.

Старый фильм просто картинкой применял объективацию героинь. Достаточно вспомнить многочисленные ракурсные кадры, показывающие героинь ниже спины, которые почти скопированы в ремейке 2003 года.

Ревитализаторы раскупают городок по частям. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
Ревитализаторы раскупают городок по частям. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

Да и наряды, и внешность актрис важны. В старом кино все гораздо более женственно. В новом кино героини выглядят эффектно только когда вступают в прямой бой, нападают. Очевидно, что этого фильма коснулась борьба с объективацией, в которой еще давно упрекали и самого Хупера.

Веганство и безработица

Актуальных политики и социалки в новом кино немало. Правда, и первая Texas Chainsaw Massacre уже выглядела как хоррор с элементом сатиры. Например, зрителю давали почувствовать себя животным на ферме, и понять, как нездорово ношение шкуры. В общем, это была веганская тема, и до сих пор образ Лезерфейса используют как аргумент участники движения против ношения натуральных меха и кожи.

Тоуб Хупер еще приплел для хайпа, что фильм – психическая реакция на жесть во Вьетнаме и прочий кошмар в новостях по телеку. Этот наброс укрепил культ TCM, хотя искать четкие аллегории на «Вьетнам» там не стоит. Зато тема выживания ненужных обществу потерявших работу провинциальных маргиналов в классической картине точно была.

Лица воспитанных «новой этикой», увидевших флаг конфедератов. 
Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.
Лица воспитанных «новой этикой», увидевших флаг конфедератов. Кадр из к/ф Texas Chainsaw Massacre.

В этом тексте я не успел упомянуть все особенности новой Texas Chainsaw Massacre. Продолжу в следующем тексте на этом канале.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!