Выкладываю продолжение подборки, в которую вошли некоторые из моих любимых европейских фильмов 70-х годов. Да, их спецэффекты по современным меркам очень слабые, но мне нравится эстетика, типичная для фильмов тех лет.
Я никого не пытаюсь убедить, что именно эти фильмы лучшие.
Я не настаиваю, что их должен посмотреть каждый.
Этот текст НЕ является подборкой самых известных европейских фильмов 70-х годов. На вкус и цвет все фломастеры разные!
"Суспирия" ("Suspiria", 1977, Италия, режиссёр Дарио Ардженто)
Жанр: драма, ужасы.
Девушка из США приезжает в Европу учиться в балетной школе. Это не школа для обучения с нуля, а скорее программа совершенствования навыков у тех, кто уже достиг среднего уровня. Она замечает, что в школе творится какая-то чертовщина, а те, кто что-то знают или пытаются узнать, погибают. Удастся ли спастись самой героине?
На мой взгляд, этот фильм построен преимущественно на игре со светом и звуком и нагнетании атмосферы. Что касается света, то это чёрно-красные, чёрно-зеленые, чёрно-синие тона. Лично мне этот момент нравится, хотя сейчас, в 2021 году, фильмов с такими эффектами много. Что касается звука, то используется интересная мелодия, подходящая к показываемым сценам. Только есть одно но: эта мелодия настолько навязчиво повторяется, что потом начинает вызывать раздражение.
"Белое одеяние для Мариале" ("Un bianco vestito per Marialé", 1972, Италия, режиссёр: Романо Скаволини)
Жанр: триллер, ужасы.
Фильм начинается со сцены, в которой мужчина убивает жену с любовником и после этого совершает самоубийство, а его дочь становится свидетельницей. Потом мы видим эту женщину (Мариале) уже взрослой. Она замужем, но явно не в себе. Муж кормит её успокоительными и старается ограничить её передвижения по замку, в котором они живут. Однако Мариале ухитряется отправить письма и пригласить в гости нескольких человек, среди которых есть её друзья и бывший парень. Происходящие далее события можно поделить на три части: осмотр неиспользуемых помещений замка, застолье в маскарадных костюмах с гримом на лицах, временной отрезок после карнавала. Осмотр и маскарад несколько затянуты, есть немного эротики. Между героями периодически случаются конфликты. Кто-то начинает убивать гостей, но кто же именно из присутствующих это делает? Если вы любите старинные замки и эффектные наряды, то этот фильм для вас.
"Человек с глубокой реки" ("Il paese del sesso selvaggio", 1972, Италия, режиссёр Умберто Ленци)
Жанр: ужасы, мелодрама, приключения.
Фотограф едет по работе в Таиланд и попадает в первобытное племя. Сначала он находится в нем как пленник, но потом проходит обряд и становится воином. Его выбирает в мужья дочь вождя, в которую он влюблён, из-за чего он передумывает бежать. Останется ли он в племени на всю жизнь или найдёт способ вернуться обратно? Любовной теме уделено много внимания, по сути фильм ближе к мелодраме, но любовь разворачивается на фоне жестоких обрядов и нападений каннибалов. За отношениями главных героев (фотографа и дочери вождя) приятно наблюдать, сами актёры очень удачно подобраны. Мне было интересно смотреть на обряд выбора жениха, когда невеста сидит с завязанными глазами, а женихи трогают её рукой через дыру в стене и она должна отдать венок тому, чьи прикосновения больше всего понравятся. Но в фильме многовато жестоких сцен убийств животных, что портит общее впечатление от него.
"Пять кукол для августовской луны" ("5 bambole per la luna d'agosto"), 1970, Италия, режиссёр: Марио Бава)
Жанр: ужасы, триллер, детектив.
Компания отдыхает на пустынном острове в обустроенном особняке. Среди присутствующих есть учёный, который планирует рассказать о своём научном открытии на конгрессе. Ему предлагают несколько миллионов долларов, чтобы он передал информацию не научному сообществу, а одному из знакомых, но он отказывается. На острове начинается череда убийств (сначала кто-то убивает камердинера, затем учёного, и далее — ещё нескольких человек). Обстановка накаляется, потому все понимают, что убийца — один из них. Лично мне середина фильма была не слишком интересна, а вот финал понравился, хотя я итак смутно догадывалась, кто убивает. В фильме много красивых пейзажей, моря, симпатичных девушек, встречаются смешные фразы, заставляющие улыбнуться.
Есть немало запоминающихся кадров, помимо общей эстетики:
- например, одна из героинь качается на самодельных качелях, сделанных на причудливо изогнутом дереве;
- стеклянные шары рассыпаются и ударяются о стены;
- круглая кровать, которая вращается при нажатии на кнопку;
- контраст между имиджем одной из героинь вначале и конце фильма;
- героиня передает в постели сигарету герою, зажав её между пальцами ноги.
"Папесса: Одержимая бесами" ("La papesse", 1975, Франция)
Жанр: ужасы.
Подробнее о фильме и впечатлениях: Лоран состоит в секте, главным лицом которой может стать только женщина (папесса). Его жена Алина от всего этого далека. Отношения между супругами проблемные. Лоран настаивает, что Алина тоже должна вступить в секту. Для этого ей надо пройти обряды. Во время обрядов Алина понимает, что она не хочет вступать в секту, и она сходит с ума. Оставят ли её в покое члены секты, и что будет с самим Лораном?
Мне показалось, что сюжет в этом фильме вторичен, главное — мистическая атмосфера и детальный показ ритуалов в секте. Фильм эпатажный, но не тошнотворный. Я читала, что исполнительница роли жрицы Жезиаль действительно состоит в религиозной общине, придерживающейся религии «викканство».
"Подавление" ("Inhibition", 1976, Италия, режиссёр Паоло Поэти)
Жанр: драма.
Фильм о женщине Кэрол, которая жила с богатым мужем, который был садистом и тираном. Сейчас муж умер, она — богатая вдова. Из-за такой жизни Кэрол стал очень циничной и озлобленной на мужчин. Она впадает в противоположную крайность — вовсю пользуется своим богатством и влиянием, старается взять от жизни всё и относится к людям вокруг, как и к игрушкам.
Но и на циничную Кэрол найдётся мужчина, который сможет вызывать у неё настоящие эмоции. Питер — стереотипный плохой парень. Можно сколько угодно ругать стереотипы и кино-штампы, но он получился очень эффектным.
По сюжету фильма Кэрол вместе с секретаршей Анной прилетают в Африку, чтобы остановиться на вилле покойного мужа и уладить некоторые дела. Кэрол и Анна успевают сменить большое количество нарядов за время фильма, каждое их появление на экране напоминает показ мод. Да, некоторые их наряды сейчас кажутся нелепыми, но другие очень даже ничего. Актриса в роли Анны очень симпатичная, а роли Питера и Роберта исполнили привлекательные актёры.
"Подавление" — это не тот фильм, который отличается оригинальностью сюжета, нестандартностью типажей героев или запоминающимися диалогами. Но это подходящий фильм для того, чтобы просто отдохнуть: есть симпатичные актёры и актрисы в главных ролях, большое количество интересных моментов в сюжете, немного юмора, живописные руины, красивые виды побережья, морские пейзажи, рассветы и закаты, интересные интерьеры (вилла, один из магазинов), танец живота и номер с заклинателем змей.
"Торсо" ("I corpi presentano tracce di violenza carnale", 1973, Италия, режиссёр: Серджо Мартино)
Жанр: детектив, триллер, ужасы.
Сюжет очень простой: маньяк с психическими проблемами жестоко убивает красивых девушек. Мужчины не являются его целевой аудиторией, но когда они ему мешают или могут его разоблачить, то он убивает и их тоже.
Сюжет крутится вокруг того, кого из действующих маньяк убьёт, кто выживет, кто и когда его поймает. Запоминающихся сюжетных ходов почти нет, не считая оригинальной сцены с ключом (от двери) и сцены с девушкой, которая спаслась от навязчивого знакомого, но в итоге наткнулась в лесу на маньяка.
Но зато режиссёр очень хорошо продумал эстетическую сторону фильма: много симпатичных актёров и особенно актрис, старинная готическая архитектура, красивые интерьеры. Атмосферные пейзажи тоже присутствуют, но всё же внешним данным актёров и зданиям уделено больше внимания, чем природе.
"Баба Яга" ("Baba Yaga", 1973, Италия/Франция, режиссёр Коррадо Фарина)
Жанр: ужасы.
Фильм с героиней Бабой Ягой, которая почти не имеет ничего общего с русскими сказками, кроме того, что она тоже занимается колдовством. Это стильная дама в возрасте, которая будет в чёрной одежде во всех эпизодах фильма. По сюжету фильма Баба Яга влюбляется в девушку-фотографа Валентину, дарит ей волшебную куклу и заколдовывает фотоаппарат Валентины. К чему же приведёт это колдовство и ответит ли Валентина взаимностью Бабе Яге? У Валентины есть парень Арно (тоже творческий человек, кинорежиссёр), который сначала считает её рассказы разыгравшейся фантазией ("Сказок не существует!"), но потом настораживается...
В фильме часто показываются сновидения героини (после знакомства с Бабой Ягой на ночной улице Валентину начинают мучить кошмары). В некоторых сценах сновидения и реальность показаны в такой манере, что нужно приложить усилия, чтобы разобраться, где что. А конец вообще не поддаётся логическому объяснению.
Как я писала выше, главное достоинство этого фильма - визуальная сторона. Если бы меня попросили подобрать прилагательные, описывающие этот фильм, то первым бы шло слово "стильный":
- Все главные герои (преимущественно героини) стильно выглядят, и на них приятно смотреть.
- Я обратила внимание на продуманность отдельных моментов с целью сделать эти сцены максимально яркими и эффектными.
- Стильные вступительные титры со страницами чёрно-белого комикса, по мотивам которого снят фильм, и красным текстом.
- В некоторых кадрах используется такой приём: лица людей превращаются в рисунки, но не в кадры из комикса, а в что-то типа рисунков черным карандашом или углём с полутонами.
- Дом Валентины, который одновременно является её студией (она фотографирует в том числе и на дому) интересен в плане интерьеров и вещей. Старинный особняк Бабы Яги тоже запоминается своими интерьерами.
- По сюжету фильма Валентина снимает клиентов, поэтому можно увидеть людей в разных образах (например, индианка, Нефертити, шериф).
- У Валентины необычный телефон (стационарный, это же 70-е годы) в прозрачном корпусе, в котором видны все детали и провода.
Фильм не является ужастиком в классическом понимании, в нём нет акцента на демонстрацию ужасов, крови и щекотание нервов зрителя.
"Как можно быть таким ублюдком, инспектор Клифф?" ("Si può essere più bastardi dell'ispettore Cliff?", 1973, Италия/Великобритания, режиссёр Массимо Далламано)
Жанр: боевик, драма, криминал.
В этом фильме мы видим полицейского Клиффа, которого внедрили в среду наркомафии для выполнения задания. Но этот полицейский лжёт коллегам (и даже убивает одного из них), фальсифицирует улики и хочет оставить себе крупную сумму денег, хитростью полученную от бандитов. Получится ли у него задуманное?
Главный герой Клифф очень симпатичен и харизматичен. Но при этом карикатурен — нереально всё время быть настолько самоуверенным. Другие герои неоднократно называют его сволочью, а он улыбается и соглашается с тем, что это так.
В фильме присутствует пожилая бандитка по прозвищу «Турецкая мама», она тоже запоминается и тоже несколько карикатурна.
Несмотря на перестрелки и убийства, я бы не сказала, что фильм мрачный — в нём довольно много юмористических реплик, есть эротические сцены.
Режиссёр умело использует контрасты. Например, парень-гей приманивает пожилого извращенца, который слушает выступление уличного проповедника, говорящего о грехах.
Бандитка по прозвищу «Турецкая мама» не может жить без музыки, один из членов её банды постоянно играет на инструменте (к сожалению, я не сильна в в этом вопросе, поэтому не могу сказать, как именно этот инструмент называется, по принципу игры он как гитара). Контраст тут в том, что он играет расслабляющие мелодии, даже когда происходит что-то плохое. У одного из бандитов все члены его банды одеты в едином стиле, это вызывает ассоциацию с фильмом «Заводной апельсин».
Первая часть подборки:
Все мои отзывы о фильмах 70-х годов можно прочитать здесь:
Подписывайтесь — на моём канале новые статьи о фильмах появляются почти каждый день! Заранее спасибо!
#кино #фильмы 70-х #европейское кино