Найти в Дзене
Редкое кино

Мини-подборка европейских фильмов 70-х годов, часть 2 (ещё 9 фильмов)

Выкладываю продолжение подборки, в которую вошли некоторые из моих любимых европейских фильмов 70-х годов. Да, их спецэффекты по современным меркам очень слабые, но мне нравится эстетика, типичная для фильмов тех лет.

Я никого не пытаюсь убедить, что именно эти фильмы лучшие.
Я не настаиваю, что их должен посмотреть каждый.
Этот текст НЕ является подборкой самых известных европейских фильмов 70-х годов. На вкус и цвет все фломастеры разные!

Кадр из фильма "Суспирия" (1977)
Кадр из фильма "Суспирия" (1977)

"Суспирия" ("Suspiria", 1977, Италия, режиссёр Дарио Ардженто)

Жанр: драма, ужасы.

Девушка из США приезжает в Европу учиться в балетной школе. Это не школа для обучения с нуля, а скорее программа совершенствования навыков у тех, кто уже достиг среднего уровня. Она замечает, что в школе творится какая-то чертовщина, а те, кто что-то знают или пытаются узнать, погибают. Удастся ли спастись самой героине?

На мой взгляд, этот фильм построен преимущественно на игре со светом и звуком и нагнетании атмосферы. Что касается света, то это чёрно-красные, чёрно-зеленые, чёрно-синие тона. Лично мне этот момент нравится, хотя сейчас, в 2021 году, фильмов с такими эффектами много. Что касается звука, то используется интересная мелодия, подходящая к показываемым сценам. Только есть одно но: эта мелодия настолько навязчиво повторяется, что потом начинает вызывать раздражение.

Кадр из фильма "Белое одеяние для Мариале" (1972)
Кадр из фильма "Белое одеяние для Мариале" (1972)

"Белое одеяние для Мариале" ("Un bianco vestito per Marialé", 1972, Италия, режиссёр: Романо Скаволини)

Жанр: триллер, ужасы.

Фильм начинается со сцены, в которой мужчина убивает жену с любовником и после этого совершает самоубийство, а его дочь становится свидетельницей. Потом мы видим эту женщину (Мариале) уже взрослой. Она замужем, но явно не в себе. Муж кормит её успокоительными и старается ограничить её передвижения по замку, в котором они живут. Однако Мариале ухитряется отправить письма и пригласить в гости нескольких человек, среди которых есть её друзья и бывший парень. Происходящие далее события можно поделить на три части: осмотр неиспользуемых помещений замка, застолье в маскарадных костюмах с гримом на лицах, временной отрезок после карнавала. Осмотр и маскарад несколько затянуты, есть немного эротики. Между героями периодически случаются конфликты. Кто-то начинает убивать гостей, но кто же именно из присутствующих это делает? Если вы любите старинные замки и эффектные наряды, то этот фильм для вас.

Кадр из фильма "Человек с глубокой реки" (1972)
Кадр из фильма "Человек с глубокой реки" (1972)

"Человек с глубокой реки" ("Il paese del sesso selvaggio", 1972, Италия, режиссёр Умберто Ленци)

Жанр: ужасы, мелодрама, приключения.

Фотограф едет по работе в Таиланд и попадает в первобытное племя. Сначала он находится в нем как пленник, но потом проходит обряд и становится воином. Его выбирает в мужья дочь вождя, в которую он влюблён, из-за чего он передумывает бежать. Останется ли он в племени на всю жизнь или найдёт способ вернуться обратно? Любовной теме уделено много внимания, по сути фильм ближе к мелодраме, но любовь разворачивается на фоне жестоких обрядов и нападений каннибалов. За отношениями главных героев (фотографа и дочери вождя) приятно наблюдать, сами актёры очень удачно подобраны. Мне было интересно смотреть на обряд выбора жениха, когда невеста сидит с завязанными глазами, а женихи трогают её рукой через дыру в стене и она должна отдать венок тому, чьи прикосновения больше всего понравятся. Но в фильме многовато жестоких сцен убийств животных, что портит общее впечатление от него.

Кадр из фильма "Пять кукол для августовской луны" (1970)
Кадр из фильма "Пять кукол для августовской луны" (1970)

"Пять кукол для августовской луны" ("5 bambole per la luna d'agosto"), 1970, Италия, режиссёр: Марио Бава)

Жанр: ужасы, триллер, детектив.

Компания отдыхает на пустынном острове в обустроенном особняке. Среди присутствующих есть учёный, который планирует рассказать о своём научном открытии на конгрессе. Ему предлагают несколько миллионов долларов, чтобы он передал информацию не научному сообществу, а одному из знакомых, но он отказывается. На острове начинается череда убийств (сначала кто-то убивает камердинера, затем учёного, и далее — ещё нескольких человек). Обстановка накаляется, потому все понимают, что убийца — один из них. Лично мне середина фильма была не слишком интересна, а вот финал понравился, хотя я итак смутно догадывалась, кто убивает. В фильме много красивых пейзажей, моря, симпатичных девушек, встречаются смешные фразы, заставляющие улыбнуться.

Есть немало запоминающихся кадров, помимо общей эстетики:

  • например, одна из героинь качается на самодельных качелях, сделанных на причудливо изогнутом дереве;
  • стеклянные шары рассыпаются и ударяются о стены;
  • круглая кровать, которая вращается при нажатии на кнопку;
  • контраст между имиджем одной из героинь вначале и конце фильма;
  • героиня передает в постели сигарету герою, зажав её между пальцами ноги.

Кадр из фильма "Папесса: Одержимая бесами" (1975)
Кадр из фильма "Папесса: Одержимая бесами" (1975)

"Папесса: Одержимая бесами" ("La papesse", 1975, Франция)

Жанр: ужасы.

Подробнее о фильме и впечатлениях: Лоран состоит в секте, главным лицом которой может стать только женщина (папесса). Его жена Алина от всего этого далека. Отношения между супругами проблемные. Лоран настаивает, что Алина тоже должна вступить в секту. Для этого ей надо пройти обряды. Во время обрядов Алина понимает, что она не хочет вступать в секту, и она сходит с ума. Оставят ли её в покое члены секты, и что будет с самим Лораном?

Мне показалось, что сюжет в этом фильме вторичен, главное — мистическая атмосфера и детальный показ ритуалов в секте. Фильм эпатажный, но не тошнотворный. Я читала, что исполнительница роли жрицы Жезиаль действительно состоит в религиозной общине, придерживающейся религии «викканство».

Кадр из фильма "Подавление" (1976)
Кадр из фильма "Подавление" (1976)

"Подавление" ("Inhibition", 1976, Италия, режиссёр Паоло Поэти)

Жанр: драма.

Фильм о женщине Кэрол, которая жила с богатым мужем, который был садистом и тираном. Сейчас муж умер, она — богатая вдова. Из-за такой жизни Кэрол стал очень циничной и озлобленной на мужчин. Она впадает в противоположную крайность — вовсю пользуется своим богатством и влиянием, старается взять от жизни всё и относится к людям вокруг, как и к игрушкам.

Но и на циничную Кэрол найдётся мужчина, который сможет вызывать у неё настоящие эмоции. Питер — стереотипный плохой парень. Можно сколько угодно ругать стереотипы и кино-штампы, но он получился очень эффектным.

По сюжету фильма Кэрол вместе с секретаршей Анной прилетают в Африку, чтобы остановиться на вилле покойного мужа и уладить некоторые дела. Кэрол и Анна успевают сменить большое количество нарядов за время фильма, каждое их появление на экране напоминает показ мод. Да, некоторые их наряды сейчас кажутся нелепыми, но другие очень даже ничего. Актриса в роли Анны очень симпатичная, а роли Питера и Роберта исполнили привлекательные актёры.

"Подавление" — это не тот фильм, который отличается оригинальностью сюжета, нестандартностью типажей героев или запоминающимися диалогами. Но это подходящий фильм для того, чтобы просто отдохнуть: есть симпатичные актёры и актрисы в главных ролях, большое количество интересных моментов в сюжете, немного юмора, живописные руины, красивые виды побережья, морские пейзажи, рассветы и закаты, интересные интерьеры (вилла, один из магазинов), танец живота и номер с заклинателем змей.

Кадр из фильма "Торсо" (1973)
Кадр из фильма "Торсо" (1973)

"Торсо" ("I corpi presentano tracce di violenza carnale", 1973, Италия, режиссёр: Серджо Мартино)

Жанр: детектив, триллер, ужасы.

Сюжет очень простой: маньяк с психическими проблемами жестоко убивает красивых девушек. Мужчины не являются его целевой аудиторией, но когда они ему мешают или могут его разоблачить, то он убивает и их тоже.

Сюжет крутится вокруг того, кого из действующих маньяк убьёт, кто выживет, кто и когда его поймает. Запоминающихся сюжетных ходов почти нет, не считая оригинальной сцены с ключом (от двери) и сцены с девушкой, которая спаслась от навязчивого знакомого, но в итоге наткнулась в лесу на маньяка.

Но зато режиссёр очень хорошо продумал эстетическую сторону фильма: много симпатичных актёров и особенно актрис, старинная готическая архитектура, красивые интерьеры. Атмосферные пейзажи тоже присутствуют, но всё же внешним данным актёров и зданиям уделено больше внимания, чем природе.

Кадр из фильма "Баба Яга" (1973)
Кадр из фильма "Баба Яга" (1973)

"Баба Яга" ("Baba Yaga", 1973, Италия/Франция, режиссёр Коррадо Фарина)

Жанр: ужасы.

Фильм с героиней Бабой Ягой, которая почти не имеет ничего общего с русскими сказками, кроме того, что она тоже занимается колдовством. Это стильная дама в возрасте, которая будет в чёрной одежде во всех эпизодах фильма. По сюжету фильма Баба Яга влюбляется в девушку-фотографа Валентину, дарит ей волшебную куклу и заколдовывает фотоаппарат Валентины. К чему же приведёт это колдовство и ответит ли Валентина взаимностью Бабе Яге? У Валентины есть парень Арно (тоже творческий человек, кинорежиссёр), который сначала считает её рассказы разыгравшейся фантазией ("Сказок не существует!"), но потом настораживается...

В фильме часто показываются сновидения героини (после знакомства с Бабой Ягой на ночной улице Валентину начинают мучить кошмары). В некоторых сценах сновидения и реальность показаны в такой манере, что нужно приложить усилия, чтобы разобраться, где что. А конец вообще не поддаётся логическому объяснению.

Как я писала выше, главное достоинство этого фильма - визуальная сторона. Если бы меня попросили подобрать прилагательные, описывающие этот фильм, то первым бы шло слово "стильный":

  • Все главные герои (преимущественно героини) стильно выглядят, и на них приятно смотреть.
  • Я обратила внимание на продуманность отдельных моментов с целью сделать эти сцены максимально яркими и эффектными.
  • Стильные вступительные титры со страницами чёрно-белого комикса, по мотивам которого снят фильм, и красным текстом.
  • В некоторых кадрах используется такой приём: лица людей превращаются в рисунки, но не в кадры из комикса, а в что-то типа рисунков черным карандашом или углём с полутонами.
  • Дом Валентины, который одновременно является её студией (она фотографирует в том числе и на дому) интересен в плане интерьеров и вещей. Старинный особняк Бабы Яги тоже запоминается своими интерьерами.
  • По сюжету фильма Валентина снимает клиентов, поэтому можно увидеть людей в разных образах (например, индианка, Нефертити, шериф).
  • У Валентины необычный телефон (стационарный, это же 70-е годы) в прозрачном корпусе, в котором видны все детали и провода.

Фильм не является ужастиком в классическом понимании, в нём нет акцента на демонстрацию ужасов, крови и щекотание нервов зрителя.

Кадр из фильма  "Как можно быть таким ублюдком, инспектор Клифф?" (1973)
Кадр из фильма "Как можно быть таким ублюдком, инспектор Клифф?" (1973)

"Как можно быть таким ублюдком, инспектор Клифф?" ("Si può essere più bastardi dell'ispettore Cliff?", 1973, Италия/Великобритания, режиссёр Массимо Далламано)

Жанр: боевик, драма, криминал.

В этом фильме мы видим полицейского Клиффа, которого внедрили в среду наркомафии для выполнения задания. Но этот полицейский лжёт коллегам (и даже убивает одного из них), фальсифицирует улики и хочет оставить себе крупную сумму денег, хитростью полученную от бандитов. Получится ли у него задуманное?

Главный герой Клифф очень симпатичен и харизматичен. Но при этом карикатурен — нереально всё время быть настолько самоуверенным. Другие герои неоднократно называют его сволочью, а он улыбается и соглашается с тем, что это так.

В фильме присутствует пожилая бандитка по прозвищу «Турецкая мама», она тоже запоминается и тоже несколько карикатурна.

Несмотря на перестрелки и убийства, я бы не сказала, что фильм мрачный — в нём довольно много юмористических реплик, есть эротические сцены.

Режиссёр умело использует контрасты. Например, парень-гей приманивает пожилого извращенца, который слушает выступление уличного проповедника, говорящего о грехах.

Бандитка по прозвищу «Турецкая мама» не может жить без музыки, один из членов её банды постоянно играет на инструменте (к сожалению, я не сильна в в этом вопросе, поэтому не могу сказать, как именно этот инструмент называется, по принципу игры он как гитара). Контраст тут в том, что он играет расслабляющие мелодии, даже когда происходит что-то плохое. У одного из бандитов все члены его банды одеты в едином стиле, это вызывает ассоциацию с фильмом «Заводной апельсин».

Первая часть подборки:

Все мои отзывы о фильмах 70-х годов можно прочитать здесь:

Фильмы 70-х

Подписывайтесь — на моём канале новые статьи о фильмах появляются почти каждый день! Заранее спасибо!

#кино #фильмы 70-х #европейское кино