Одна из моих кино-слабостей — старые европейские фильмы 70-х годов. Да, их спецэффекты по современным меркам очень слабые, но мне нравится типичная для фильмов тех лет эстетика.
В эту подборку я включила некоторые из моих любимых фильмов 70-х годов. Я не утверждаю, что эти фильмы лучшие.
Я не утверждаю, что их должен посмотреть каждый.
Это НЕ подборка самых известных европейских фильмов 70-х годов.
На вкус и цвет товарищей нет!
"Глаз чёрного кота" ("Il tuo vizio è una stanza chiusa e solo io ne ho la chiave", 1972, Италия, режиссёр Серджо Мартино)
Жанр: триллер.
Фильм переносит зрителей в старинный особняк, в котором живёт семейная пара — Оливьеро и Ирэн. Оливьеро плохо относится к жене (оскорбляет, может ударить, унижает при гостях). Однажды Ирэн его убивает, потому что убеждена, что он собирается её убить. Но постепенно раскрывается, что и сама Ирэн вовсе не невинная жертва, доведённая до отчаяния... Любимый кот мужа тоже сыграет свою роль в сюжете.
На мой взгляд, этот фильм — удачный пример реализации подхода «всего понемногу»: здесь есть интрига, старинные интерьеры, симпатичные женщины и мужчины, мотоциклы, запоминающиеся визуальные образы, немного эротики, немного эпатажа, красивый чёрный кот. Этот фильм может понравиться людям с разными интересами и ожиданиями от кино.
"Грязные фото для дамы вне всяких подозрений" ("Le foto proibite di una signora per bene"), 1970, Италия/Испания, режиссёр Лучиано Эрколи)
Жанр: триллер, детектив.
Замужнюю женщину подкарауливает странный шантажист, от которого невозможно откупиться деньгами, только выполнением его сексуальных фантазий. Но и сам шантажист, как выяснится потом, действует не по своей воле, а нанят на эту роль. Кто за этим стоит и чем всё закончится — об этом вы узнаете из этого детективного триллера с закрученным сюжетом.
Из сильных сторон отмечу непредсказуемость сюжета, привлекательная внешность некоторых актрис и актёров, разнообразные наряды, некоторые из которых мне понравились, приятные интерьеры, сцены с главной героиней и шантажистом. А ещё в данном фильме довольно много кадров с холодным оружием, больше, чем в среднестатистическом фильме про маньяков, где оно показывается только в момент убийства.
"Четыре мухи на сером бархате" ("4 mosche di velluto grigio", 1971, Италия/Франция, режиссёр Дарио Ардженто)
Жанр: триллер, криминал, детектив.
Одним предложением: Молодой музыкант совершает преступление по неосторожности, но на месте убийства был свидетель, и мужчине начинают угрожать. В конце фильма зрители, конечно же, узнают, кто же так сильно хочет его смерти и получится ли спастись. Мне фильм запомнился, в первую очередь, юмористическими моментами, довольно симпатичной внешностью главного героя, сценой с автомобильной аварией, показанной в замедленном темпе в финале и сценой преследования и убийства одной из героинь в парке после наступления темноты.
Вот некоторые из юмористических моментов:
- Один из друзей героя имеет прозвище Бог, и сцена его первого появления в фильме очень оригинальная. А у попугая этого героя кличка Чехов.
- Частный детектив тоже комичный персонаж (да ещё и гей) — у него нет ни одного успешного дела, лишь 31 неудачное, поэтому он надеется, что ему должно хотя бы один раз повезти.
- Сцена на выставке похоронных принадлежностей, где один из посетителей «примеряет» гроб, залезая в него.
"Странный порок госпожи Уорд" ("Lo strano vizio della signora Wardh", 1971, Италия/Испания/Австрия, режиссёр Серджо Мартино)
Жанр: ужасы, триллер, детектив.
Что мне понравилось: Красивая главная героиня. Есть яркие моменты.
Джули возвращается в Австрию после пребывания за границей с мужем. Она вышла замуж за него для того, чтобы избавиться от своего парня Жана с садистскими наклонностями. Бывший, узнав о её приезде, снова начинает искать с ней встреч. Джули не хочет возвращаться к Жану, но не может отделаться от воспоминаний о сексе с ним. Также к ней начинает проявлять интерес ещё один мужчина, Джордж, и она изменяет с ним мужу. Тем временем в Вене, где они все живут, происходят убийства женщин маньяком. Джули подозревает, что убийца — это её бывший (из-за его наклонностей) и даже заявляет на него в полицию, но у Жана есть алиби. Однажды маньяк гонится и за самой Джули, но он одет так, что нельзя разглядеть его лицо. Джули уезжает с Джорджем в другую страну, чтобы почувствовать себя в безопасности, но это не помогает... Чем же всё закончится?
В фильме непредсказуемый детективный сюжет. Главную героиню играет актриса Эдвиж Фенек с эффектной внешностью, а Жана - актёр Иван Рассимов, который часто играл злодеев в итальянских фильмах 70-х годов. Из второстепенных героев интересно наблюдать за общением Джули с подругой, которая относится к жизни очень просто и легкомысленно, и даёт Джули советы.
"Не избави нас от лукавого" ("Mais ne nous délivrez pas du mal", Франция, 1971, режиссёр Жоэль Сериа)
Одним предложением: История о кризисе подросткового возраста с трагическим финалом.
Жанр: драма, ужасы.
Подробнее о фильме и впечатлениях: В фильме показаны девочки-подростки из монастырской школы, которые решают стать грешницами и служить Сатане. По сути это больше напоминает кризис подросткового возраста. Они ждут каникул, чтобы воплотить в жизнь свои идеи. Например, девушки проводят пародию на мессу, провоцируют мужчин, но когда мужчины правда пытаются их раздеть, то вырываются и убегают. Также они курят и пьют, потому что это грех, а они хотят быть грешницами. А ещё они убивают птиц в клетках, чтобы расстроить владельца, и поджигают стога сена. Но чем же закончатся их похождения?
"Ночные пришельцы" ("The Nightcomers", 1971, Великобритания, режиссёр: Майкл Уиннер)
Жанр: ужасы, триллер, драма.
Фильм о детях из усадьбы, которые подсматривают за встречами гувернантки и садовника вместо того, чтобы ложиться спать. Они повторяют за взрослыми, но в силу возраста и маленького жизненного опыта неверно понимают смысл их слов и действий. Например, они увидели, как садовник связал гувернантку в постели и тоже решили в это поиграть. Флора не поняла, что в этой игре интересного и почему это нравится гувернантке. Дети убеждены, что все взрослые так себя ведут в рамках отношений. В конце фильма будет неожиданный сюжетный поворот.
"Все оттенки тьмы" ("Tutti i colori del buio", 1972, Италия/Испания/Великобритания, режиссёр Серджо Мартино)
Жанр: ужасы, триллер.
Подробнее о фильме и впечатлениях: Молодой женщине Джейн снятся кошмары. Среди них есть повторяющийся сюжет, что её преследует мужчина с кинжалом. Джейн постоянно думает о своих кошмарах, не может отвлечься (она не работает и живёт со своим парнем Ричардом). Женщина понимает возможные причины снов. В детстве она стала свидетельницей убийства матери, а не так давно у неё был выкидыш после автомобильной аварии. Ричард работает в фирме, торгующей лекарствами. Он постоянно пытается дать ей какие-то “витамины”, но создаётся впечатление, что это на самом деле успокоительные или снотворные таблетки. Барбара, сестра Джейн, настаивает на посещении знакомого психиатра. Ричард скептически относится к психоанализу и теории Фрейда, но она всё равно идёт. Пока Джейн ждёт своей очереди, то замечает в коридоре мужчину с внешностью человека из кошмаров и пугается. Она замечает, что этот мужчина и дальше продолжает за ней следить. Вскоре Джейн знакомится с Мэри, женщиной, недавно переехавшей жить в тот же подъезд. Новая знакомая предлагает необычный вариант избавления от кошмаров — поучаствовать в оккультном ритуале. Джейн соглашается. К чему же всё это приведёт?
"Плетёный человек" ("The Wicker Man", 1973, Великобритания, режиссёр Робин Харди)
Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив.
Религиозный полицейский-христианин летит на остров, чтобы искать пропавшую девочку Роуэн, но его ждёт неприятный сюрприз: там живут современные язычники. Жители острова встречают полицейского недружелюбно и нарочно сообщают противоречивую информацию о Роуэн, чтобы запутать его. К примеру, некоторые люди говорят, что никогда не видели такую девочку, а другие говорят, что она мертва, но свидетельства о её смерти в местном ЗАГСе почему-то нет.
Хоуи шокируют местные нравы и обычаи. Он ведёт беседы с жителями острова, высказывает своё возмущение. Но их не сильно пугает, когда он напоминает о своём полицейском звании. Единственный авторитет для них — это владелец острова Лорд Саммерайл (в исполнении актёра Кристофера Ли). Чем же закончатся для Хоуи попытки расследовать исчезновение Роуэн Мориссон?
Меня впечатлила визуальная часть фильма (пейзажи, костюмы для языческого праздника), выразительные образы героев, интересные диалоги, саундтрек, в фильме много запоминающихся эпизодов.
"Спазм" ("Spasmo", 1974, Италия, режиссёр Умберто Ленци)
Жанр: триллер, детектив.
В этом фильме очень закрученный сюжет со множеством событий и неожиданных поворотов, этим он и хорош. Опишу лишь некоторые моменты в общих чертах.
У Кристиана есть девушка, но он заинтересовался другой девушкой по имени Барбара. Новая знакомая дала понять, что тоже хочет провести с ним время, и он поехал к ней в мотель. Но у этой девушки было пожелание, чтобы Кристиан сбрил бороду, прежде чем идти к ней в постель. Пока герой брил бороду, в ванную комнату с улицы (это первый этаж) проник агрессивно настроенный мужчина с пистолетом, говоривший вещи, которые в начале фильма кажутся странными, но в конце становится понятно, что он имел в виду. В драке Кристиан отобрал пистолет и сам выстрелил в мужчину, а потом вспомнил, что забыл на месте преступления цепочку с медальоном и вернулся, но трупа не нашёл! Он рассказал об этом Барбаре (она покинула мотель сразу после происшествия). Девушка предложила уехать пожить в небольшой замок, в котором живёт её подруга, которая сейчас в отъезде, и подумать, что делать дальше.
Подруги дома действительно не оказалось, но внезапно выяснилось, что там живут девушка Хлоринда и пожилой мужчина Малкольм, утверждающие, что хозяйка сдала им дом в аренду месяц назад. Кристиан замечает, что за ним следят (человек с биноклем на лодке, какой-то человек около замка, человек в порту), но он не уверен, правда ли следят или ему кажется. Он вообще становится очень нервным... Жильцы тоже его настораживают: ему кажется, что Хлоринду он где-то видел, но не помнит где, а Малкольм утверждает, что видел Кристиана ещё ребенком.
По ходу фильма выяснится, что большинство людей, которых встречает Кристиан, подосланные, но вот кто и зачем их посылает — в этом и заключается интрига. Постепенно мы узнаём всё больше информации о самом Кристиане и его брате Фрице. Информация о них намеренно преподносится так, что изначально складывается неверная картина, и только к концу становится известна вся правда.
Мне запомнилась та напряженная, нервная атмосфера в замке, когда там одновременно оказались Кристиан, Барбара, Хлоринда и Малкольм.
Визуальная сторона данного фильма сочетает отличные виды природы (в частности, сцены с волнами, ударяющимися о скалы, окрестности крепости, виды побережья), старинную архитектуру (замок и развалины крепости), достаточно большое количество героинь и героев с симпатичной внешностью и хорошо одетых (на мой вкус), выразительные визуальные контрасты (игра света и теней в ночных кадрах). Помимо природы, показываются и индустриальные пейзажи — фабрика и очень высокая отвесная стена-обрыв, от одного взгляда на которую становится жутковато, даже если у вас нет страха высоты.
Есть детективные фильмы, которые интересны исключительно при первом просмотре, но этот я смотрела несколько раз, даже когда уже знала, чем всё закончится. Всё дело в визуальной стороне, которая мне очень понравилась.
Отмечу, что уже самая первая сцена фильма очень эффектна. Девушка и парень целуются после наступления темноты на природе в развалинах крепости, не замечая, кто на дереве кто-то висит. Потом девушка замечает ноги и впадает в истерику, но оказывается, что кто-то пошутил, и это не повесившаяся девушка, а подвешенная за шею кукла (манекен)! В фильме вообще будет часто подниматься тема издевательств над женскими манекенами: то кто-то оставляет манекен с воткнутым ножом, то привязанный веревками к дереву, и лишь в конце мы узнаем, кто же занимается такими вещами.
Визуальная сторона удачно дополнена музыкой композитора Эннио Морриконе, который написал музыку для очень многих фильмов 70-х годов.
"Дом со смеющимися окнами" ("La casa dalle finestre che ridono", 1976, Италия, режиссёр Пупи Авати)
Жанр: триллер, детектив, ужасы.
Молодой художник-реставратор по имени Стефано отправляется в деревню, чтобы отреставрировать фреску в местной церкви. Он обращает внимание на то, что страдания Святого Себастьяна изображены очень натуралистично. Ознакомившись с другими работами этого же художника, Стефано замечает его зацикленность на темах болезней, страданий, смерти. О самом художнике известно, что он сошёл с ума и совершил самосожжение, но его труп не найден. Стефано старается узнать о покойном художнике как можно больше подробностей. Аноним звонит ему, требуя уехать, а друг Стефано погибает (полицейские считают, что он покончил с собой, но герой в это не верит). В ходе своего любительского расследования Стефано выясняет шокирующие вещи, но удастся ли ему выжить?
Я бы не стала советовать этот фильм любителям детективов, потому что о многом здесь можно догадаться намного раньше, чем это будет показано. Но зато здесь есть красивая природа, архитектура, хорошо передана гнетущая атмосфера. Мне показалось, что это, в первую очередь, фильм для тех, кому интересны истории о прОклятых местах и психических болезнях.
В фильме действительно есть "дом со смеющимися окнами" — это здание с заколоченными окнами, на которых кто-то нарисовал улыбающиеся губы.
Продолжение подборки:
Все мои отзывы о фильмах 70-х годов можно прочитать здесь:
Подписывайтесь — на моём канале новые статьи о фильмах появляются еженедельно! Заранее спасибо!
#кино #фильмы 70-х #европейское кино