Однажды я тут уже подробно пояснял, почему называть австралийцев "нацией каторжан" и считать сплошь потомками всякого рода уголовников неверно. Однако нельзя и не признать: люди, что имели в Британии серьёзные проблемы с законом, сыграли в истории Австралии немалую роль. Взять такого человека, как Фрэнсис Гринуэй.
Фрэнсис родился 20 ноября 1777 года неподалёку от Бристоля, в английском графстве Глостершир. Мальчик получил образование и сделался архитектором. До сих пор в Бристоле стоит спроектированное им издание, которое занимает The Clifton Club (изначально то был отель). Всё бы хорошо, но 1809 год дела пошли плохо и Фрэнсис Гринуэй оказался банкротом.
А это печальное положение толкнуло его на преступление. В 1812 году вскрылись финансовые махинации, и всё бы ничего, но они были сопряжены с подделкой бумаг. А это — прямой путь на виселицу, в те времена одно из самых тяжких преступлений. Именно к казни Гринуэя решительно приговорили.
К счастью, апелляция позволила добиться замены казни на 14 лет ссылки в Австралию (что фактически означало окончательное изгнание — возвращались редко). В феврале 1814 года Фрэнсис Гринуэй прибыл в Сидней. А там его уже ждали с распростёртыми объятиями: осуждённых в Австралии хватало, но тут не воришка какой, а весьма талантливый архитектор...
К 1818 году Гринуэй успел реализовать целый ряд успешных проектов, из которых более всего известен South Head Upper Light — первый в Австралии маяк (но сейчас это уже не то здание: перестроено в конце XIX века).
За это губернатор Лахлан МакКуори фактически помиловал Гринуэя, присвоив ему статус emancipist — то есть "бывший каторжанин". МакКуори вообще тяготел к тому, чтобы побыстрее миловать полезных для Сиднея каторжан: аналогичная история вышла с Уильямом Редферном, ставшим там главным врачом. Однако Редферн был политическим ссыльным, участником мятежа Спитхеде и Норе. А вот Гринуэй являлся именно уголовником с тяжким преступлением за плечами. Но ведь полезен!
По своей-то воле нормальный специалист в такое место не поедет. Если решит отправиться в колонию — так хотя бы в Индию или Канаду...
Заняв пост правительственного архитектора, Фрэнсис Гринуэй построил в Сиднее множество зданий: казармы Гайд-Парка, местную консерваторию, церковь Сент-Джеймс, даже часть здания правительства. В 1822 году он опять вляпался в коррупционный скандал, но "дальше Сибири не сошлют" — лишился должности, однако продолжил работать. Скончался от тифа в 1837 году.
А самое интересное, собственно, на картинке в начале статьи. С 1966 по 1993 годы Фрэнсис Гринуэй красовался на австралийской банкноте в 10 долларов. Невозможно не отметить иронию: на купюры попал человек, некогда приговорённый к смерти за подделку бумаг.
Что сказать? Австралия. Закон — буш, прокурор — крокодил.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!