Многие ещё помнят советские грузовики КрАЗ, которые не только имели кабину с деревянным каркасом, но ещё и откидные лобовые стёкла. Причём не все водители, которым довелось поработать на этих грузовиках, знают, зачем эти стёкла откидываются. Если сесть в кабину КрАЗа, то можно разглядеть и сам механизм откидывания лобовых стёкол, а также механизм дворников.
Здесь нужно отметить, что КрАЗы 256Б и 255 - это не единственные грузовики с такими открывающимися лобовыми стёклами. Так например старый ЗиЛ 157 тоже мог похвастаться похожей опцией. И связано это с тем, что грузовик задумывался прежде всего для нужд армии и фронта. Военные сформулировали задачу, и завод сделал лобовые стёкла откидывающимися.
Также здесь нельзя пройти мимо вездеходной тематики. Поскольку снегоболотоходы - вещь далеко не серийная и не массовая, то выпускается они под конкретные пожелания заказчика. И некоторые особо опытные вездеходчики предпочитают откидные лобовые стёкла.
И это пожелание связано с тем, что иногда вездеходы застревают в болтах среди брёвен, коряг и пней. Позади может быть бурелом, а спереди валежник. И так получается, что двери открыть не получается. Поэтому приходится вылезать через откидные лобовые стёкла.
Однако какое отношение обычный КрАЗ самосвал имеет к военному применению или к вездеходам? Ясно, что никакого. Эти самосвалы работали в основном на стройках, на разрезах и карьерах, перевозили грунт и прочую породу. Шансов перевернуться или застрять у них было немного, и тем не менее их лобовые стёкла откидывались так, словно в этом была какая-то необходимость. Да и в новой 250-й модели КрАЗа самосвала не было никаких откидных окон.
И теперь пришло время спуститься вниз и написать комментарий о том, что статья начинается с фразы "Всё дело в том, что...".
Всё дело в том, что к созданию легендарной кабины КрАЗа приложили руку военные. Они на тот момент уже были осведомлены, что 255-я модель будет полноприводной на односкатных колёсах с высоким профилем, и что она как раз готовится под нужды армии и фронта как военный грузовик и тягач. И поскольку эта же кабина шла и на самосвалы, и на военные грузовики, и на лаптёжники, то было решено везде ставить эти откидные лобовые стёкла, и на самосвалы в том числе.
Причём эти "стёкла-открывашки" шли и на КрАЗы с тропическим исполнением, и на умеренные, и на арктические. И если на грузовиках для жаркого климата всю эту откидную "лобовуху" ещё можно было как-то по делу использовать, то в минус 50 °С эти щели в створках водители заделывали как могли. Они и представить не могли, зачем нужны эти открывающиеся лобовые стёкла на морозе.
Что же касается интересов военных, то им важна была в том числе и скорость покидания кабины личным составом. В случае опрокидывания грузовика на бок, проще выбраться через открывающиеся лобовые стёкла, чем через одну свободную дверь.