Привет, друзья. Все вы читали, без сомнения, таинственную книгу Апокалипсис. Я уверен, что многие из истин, изложенных там, для нас так и останутся загадкой, пока не исполнится всё, что там написано. Слишком много символизма в этом видении, которое записал апостол Иоанн. И где метафора, где образ, а где то, что нужно понимать дословно - не всегда можно понять. И споры по поводу толкования тех или иных мест Откровения, были, есть и, наверное, не утихнут до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа во славе.
Хочу поговорить с вами о Боге, описание Которого мы встречаем в Откровении. Хотя, сказано, что это "Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог" (Откр 1:1), и можно подумать, что Бог и Иисус Христос противопоставляются этой фразой. Но обратите внимание на то, что для Иоанна - Христос - это Бог, ставший плотью. "В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог... и Слово стало плотью, и обитало с нами полное благодати и истины" (Ин 1: 1-14). И Отец Бог и Сын Бог. Поэтому когда Иоанн пишет: "Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог", он не противопоставляет Христа и Бога, и дальше мы увидим это в тексте.
Итак, первое описание: "Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных". (Откр 1: 4,5)
Иоанн выделяет две личности: 1) Тот Который есть и был и грядет, и 2) Иисус Христос. Можно сделать вывод, что первая личность - это Бог Отец (в греческом тексте "от Сущего, Бывшего и Приходящего"). Вторая личность - Иисус Христос (Слово ставшее плотью, Сын Божий и Сын человеческий, первенец из мертвых и владыка царей)
Дальнейший текст подтверждает наши предположения
...Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр 1:5,6)
Дальше, судя по всему идет снова описание Бога Отца
"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель." (Откр 1:8)
Здесь повторяется "который есть и был и грядет", и добавлено "Альфа и Омега, начало и конец и Вседержитель". - И в символе веры мы исповедуем что Отец - Вседержитель.
"Верую во Единого Бога Отца Вседержителя". Это точно характеристика Бога Отца.
Но дальше начинается непонятное.
Иоанн видит говорящего.
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, .... Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел... подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. (Откр 1: 10-16)
Это не понятно, потому что в начале сказано, что откровение передано через ангела (Откр 1:1). И для противников божественности Христа это один из любимых аргументов.
Итак, перед Иоанном ангел, передавший откровение Иисуса Христа?
В последней главе мы читаем:
Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. ... Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя". (Откр 22:8- 16)
В последнем эпизоде Иисус говорит через ангела, как через микрофон. И то, что не Иисус называется ангелом понятно со слов "Я, Иисус, послал Ангела Моего"
У тут два непонятных момента:
1) Иисус через ангела говорит о Себе: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" - А это, как мы видели в начале, характеристики Бога Вседержителя.
2) Первый раз, когда Иоанн видит Подобного Сыну Человеческому и падает ниц, Тот не говорит: "Встать, не делай этого, Богу поклонись", но говорит "не бойся" и "напиши, что ты видел"
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. (Откр 1: 17-19)
Итак, похоже, что в начале Иоанну предстал Бог, а в конце Бог говорит через Ангела. Это видно по тому, что при первом поклонении, Бог не поднимает Иоанна, а в последней главе, уже Ангел говорит: не делай этого. И что удивительно: описание Бога Отца и описание Иисуса Христа удивительно похожи.
Отец? - Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1:8)
Сын? - Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. (Откр 22:13)
Сидящий на престоле.
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. (Откр 3:21).
Ничего не понятно. Как Христос сел на престол Отца с Отцом, и еще обещает дать сесть другим? Такое ощущение, что Отец и Сын - одно есть. Как и сказал Христос: "Я и Отец - одно есть" (Ин 10:30). Но читаем дальше.
И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. ... ...и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. (Откр 4: 2-8)
Это описание напоминает описание Бога из видения Иезекииль (1:1-28)
Сидящий на престоле назван Вседержителем, Который был, есть и грядет. Отец? Видимо да!
Агнец посреди престола
Вроде бы есть Сидящий на престоле и Агнец, и они разделяются в видении (Откр 5:13): Есть Сидящий на престоле и есть Агнец.
Но в то же время, когда первый раз Иоанн увидел Агнца - то увидел его "посреди престола"
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле (Откр 5:6-7)
В греческом тексте "по середине престола". Так Христос и сказал, "сел с Отцем Моим на престоле Его". Престол Отца также престол Христа.
В седьмой главе опять говорится: "Агнец который среди престола" (Откр 7:17). И сказано, что Сидящий на престоле будет обитать в тех, кто обелил свои одежды кровью Агнца. (Откр 7:14-15)
Отец будет обитать в христианах? Или Отец и Сын? (сравни: Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (Ин 17:23))
Еще раз равенство между Богом и Агнцем ставится здесь: "Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу" (Откр 14:4), в греческом тексте (были выкуплены из людей начаток /или первенцы/ Богу и Агнцу). Напомню, что по иудейскому закону, данному Богом, первенцы посвящались Богу, а первенцев из людей, следовало выкупать, приносить за них жертву в Храм.
И здесь говорится о святых, которые как первенцы по закону принадлежат одновременно Богу и Агнцу
Престол Бога и Агнца
В последней главе Откровения Бог и Агнец снова как бы объединяются в одно. Вот смотрите:
И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. (Откр 22: 3,4)
Один престол у Бога и Агнца (это мы видели и раньше), и не сказано что рабы будут служить им, но сказано служить Ему (Богу и Агнцу). И узрят лице Его (а не их лица), и имя Его будет на челах их, на не имена их.
Одно лицо, одно имя у Бога и Агнца. Удивительно. Как бы двое, и как бы один. Парадокс. И этот парадокс находит объяснение только в Троице. Единый Бог у христиан - не три, а один. Имя и лице Его одно. И в то же время показывается Иоанну Один как Два (Бог и Агнец сидящий на престоле).
Что тут можно сказать? Тайна эта превышает человеческое понимание. Поэтому и ереси неизбежны. Человек всё пытается свести к понятному и объяснить, и неизбежно упрощает. Поэтому можно пытаться понять, можно придумать собственное объяснение прочитанному, и сказать: ты вообще ничего не понял, на самом деле все нужно понимать совсем иначе. Но мне понятно, что моему разуму это, пожалуй, недоступно. Потому я буду держаться позиции и мнения умных людей, достигших совершенства - святых. Мнения, изложенного и сохраняемого Церковью.
Бог един в трех лицах. Как это? Узнаем в свое время.
Надеюсь, вам было интересно. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
А.С. (Мефодий+)
#откровение #апокалипсис #толкование #троица #бог христос