«Исход» заканчивается сообщением об установлении скинии и о благословлении её Богом, о чём свидетельствует тот факт, что «слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40:34). После этого «Левит» начинается с указаний относительно жертв, которые там будут приносить поклонники.
В первых семи главах «Левита» подробно излагаются законы относительно пяти видов жертв, которые должны были приноситься в скинии: жертвы всесожжения (1:1–17; 6:8–13), жертвы приношения хлебного (2:1–16; 6:14–23), мирные жертвы (3:1–17; 7:11–36), жертвы за грех (4:1— 5:13; 6:24–30) и жертвы повинности (5:14—6:7; 7:1–7). Из заключительных стихов этого раздела книги следует, что он должен восприниматься как один блок:
«Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех, о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной, который дал Господь Моисею на горе Синай, когда повелел сынам Израилевым в пустыне Синайской приносить Господу приношения их» (7:37, 38).
Когда были даны эти законы? В Лев. 7:38 сказано, что они были даны, «когда [Господь] повелел сынам Израилевым в пустыне Синайской приносить Господу приношения их». Предположительно, законы были даны сразу же по завершении установления скинии, одновременно с тем, когда Бог стал требовать, чтобы Его народ поклонялся Ему там. Вероятно, эти правила были открыты до освящения священников, описанного в Лев. 8 и 9.
Для чего они были даны? Эти повеления были даны не для того, чтобы дать описание или определение жертвам, о которых в них говорится. Различные жертвы приносились с самого начала отношений Бога с человеком. Жертвы Господу принесли Каин и Авель (Быт. 4:1–16), Ной возблагодарил Бога жертвами всесожжения (Быт. 8:20–22), и Иаков приносил жертвы (Быт. 31:54; 46:1). В Библии говорится о «жертвах всесожжения» и «мирных жертвах» ещё до того, как были даны законы в книге «Левит» (Быт. 8:20; 22:2; Исх. 10:25; 20:24; 24:5). Левитские законы не были «заповедью новой», но были предназначены для того, чтобы упорядочить приношения в скинии. Пожалуй, важнее даже то, что эти постановления обязывали израильтян приносить свои жертвы в скинии. В Лев. 7:38 ясно сказано, что Бог «повелел сынам Израилевым в пустыне Синайской приносить Господу приношения их». Согласно Джорджу Найту, «убеждённость Библии» состоит в том, что «Бог Сам просил о жертве, так как жертва имеет отношение к самой природе Бога».
Для кого предназначались эти правила? С давнего времени книга «Левит» считается «руководством для священников» или «справочником для священников». В раннем иудаизме раввины иногда называли эту книгу Торат Коханим (“Тора для священников”). Не вызывает сомнений, что первыми слушателями этих постановлений были священники, на которых лежала обязанность проводить богослужения в скинии. Каждому израильтянину также нужно было знать правила жертвоприношений, так что содержание этого свода законов предназначалось и для них. Клайд Вудс выражает ту же мысль: «Хотя материал, изложенный в книге “Левит”, имел особое значение для священников, им должен был интересоваться каждый израильтянин, которому необходимо было знать, что ему делать, когда он приносил жертву». Очевидно, на священниках лежала обязанность учить народ Божьим законам относительно этих приношений (10:11).
В первой главе после указания источника этих законов даются предписания относительно всесожжений из крупного скота и из мелкого скота. Завершается она предписаниями относительно жертв всесожжения из птиц.
ЗНАЧЕНИЕ ВСЕСОЖЖЕНИЯ
Жертва всесожжения символизирует полное подчинение человека Богу и выступает в качестве мольбы о Его божественных благословениях. Принося жертвы всесожжения, поклоняющийся «очищался» (1:4), и если жертвы приносились должным образом, они становились «благоуханием, приятным Господу» (1:9, 13, 17). Они были угодны Богу, и жертвователь находил Его благоволение.
О других видах приношений также говорится, что их результатом было «очищение» и «благоухание, приятное Господу». Однако только жертва всесожжения, по-видимому, символизировала полное посвящение человека Господу.
Жертва всесожжения предвосхищала призыв Иисуса к христианам полностью посвятить себя Господу (Мф. 6:33; 16:24; см. Рим. 12:1, 2). Равнодушные последователи никогда не были угодны Иисусу. Он просит нас отдать Ему всё, продемонстрировав преданность, которую мы пронесём через всю нашу жизнь.
Другие места в книге «Левит» и вообще в Ветхом Завете помогают нам лучше понять значение всесожжения. В Лев. 22:17–19 оно ассоциируется с жертвой по обету или с жертвой по усердию. В Чис. 28 и 29 предписывается священникам приносить всесожжения ежедневно, в субботу, в новомесячия и в ежегодные праздники. Иногда всесожжения приносились в связи с особыми обращениями к Господу (1 Цар. 13:12; 2 Цар. 24:21–25; Пс. 65:13–20).
#библия онлайн #священное писание #читать библию #религия #жертвоприношение #жертвоприношения #библиянакаждыйдень