Пресловутое «правильно» складывается из временного, культурного контекста , социального круга.
Вспомните Спока и Макаренко, где оставлять ребёнка с его плачем, наказывать телесно было нормой. Вспомним Корчака и Амонашвили, которые наоборот рассказывали о правах ребёнка на уважение и поддержку с детства.
Мы поступаем так, как можем и готовы.
Правильно может меняться в зависимости от внутренних и внешних условий.
Мне нравится рассматривать процесс действий через наблюдение за результатом . Накричали на ребёнка: хорошо вам? А ребёнку? А конфликт решили? А лучше стало? А в чем?
И далее делается вывод - в след раз также делать или попробовать иначе. Но пока все равно лишь настолько, насколько могу.
Немного о себе как пример.
В детстве Наташу никогда не хвалили
Особенно когда она лезла неумным интересом в лужу, на шкаф, в чужие разговоры.
Наташа чувствовала, что ее накажут или просто проигнорируют. Поэтому лезла все равно, особенно если неизведанное манило и хотелось выяснить что-то опытным путём.
Интерес поэтому с возрастом перерос в жажду познания и постоянное развитие.
Однако отсутствие положительного подкрепления сформировало отсутствие ценности себя, своих мыслей и эмоций. Неуверенность в себе и сомнение в собственной адекватности.
Ведь всегда все, что она говорила в семье было либо глупо, либо неинтересно взрослым.
«Мы вырастаем, четко впитывая мнение родителей как базовое.»
Теперь Наташу я хвалю всегда и во всем. Долгий путь обретения себя начался именно с рождения Арины- она стала зеркалом, отражением, точкой Роста.
И недавно сказала: - почему ты меня хвалишь не за все, а только за то, что считаешь важным?
И я в очередной раз прозрела.
Теперь хвалю за все и себя и ее.
И чувствую это- ведь главный момент коррекции реакций и ощущений - не врать себе.
С чего вам начать?- а с чего вы можете?