Меня часто спрашивают: чем отличается обучение иностранцев от обучения русских студентов? С одной стороны вопрос риторический, с другой - принципиально важный для тех кто уже успел поработать с иностранными учащимися. Помимо того, что русский язык не является для них родным, а обучение зачастую происходит ТОЛЬКО на русском (не каждый преподаватель станет тратить время на дублирование информации на любом другом языке), культурные особенности нашей страны могут прямо противоречить представлениям иностранца, более того, идти вразрез с тем, к чему он привык в своей родной стране. Для многих из них Россия - другая планета, на которой ещё нужно умудриться выжить.
На уроках студенты задают множество вопросов, которые касаются не только изучаемого предмета, но и отдельных жизненных моментов. Так в десятку самых распространенных попадают расспросы о страховке и бесплатной медицине. И это не удивительно, ведь во многих странах понятия бесплатная медицина не существует вовсе. Полное незнание обстановки внутренней жизни страны провоцируют множество других, но уже более приземленных вопросов. Однако и это не самое главное.
Представьте себе: вы приезжаете в чужую страну и совершенно не знаете языка, имеете весьма смутное представление о традициях и культуре, и единственное место, где вас действительно постараются понять - это университет. Пугающая картинка, не правда ли? А далее начинается поход от кабинета к кабинету (деканат - визовый отдел - бухгалтерия- деканат - библиотека), где вам не всегда будут рады и постараются как можно скорее отделаться от ваших вопросов. И тут, как свет в темном окне, появляется ОН - преподаватель. И в этот момент где-то внутри появляется надежда, что все будет хорошо.
Преподаватель для студента-иностранца все равно что нянька, на время заменяющая родителей. Он практически водит их за руку, пока те не научатся ходить без сопровождения. И вот здесь мы сталкиваемся с первой проблемой - страхом, который связан с первыми самостоятельными шагами в этом новом для них мире. Что делает преподаватель? Постоянно поддерживает, даёт советы, объясняет непонятные ситуации, обращает внимание на различные мелочи, о которых юный герой может и вовсе не задумываться. И это проблема номер два. Как правило, русские дети более подготовлены к вступлению во взрослую жизнь, по крайней мере они четко понимают разницу между статусом школы и ВУЗа. Иностранные студенты в большинстве своем такой разницы не видят. По крайней мере первое время. Серьезность такого упущения, как правило, всплывает перед ними в самый неподходящий момент: перед экзаменом. А тут, уж простите, хоть локти себе кусай, да мало что можно исправить. И возникает проблема номер три: эмоции через край. Это может быть что угодно: от истерики со слезами до мольбы с честными глазами. Некоторые начинают возмущаться и топать ногами, бывали случаи, когда студенты кидались тетрадями и книгами (да-да, и с этим тоже приходится работать). Эмоциональное давление настолько велико, что молодому преподавателю бывает трудно справиться с этой ситуацией без участия декана. А что касается более опытных - у каждого есть мешок спокойствия и особая погремушка для капризуль.
В предыдущей статье я сделала акцент на том, что преподаватель РКИ - универсальный боец особого назначения. И это чистая правда. При объяснении материала приходится подключать знания, добываемые из других областей гуманитарных и точных наук. Вообще, самый распространенный вопрос на уроке: а почему так? И тут приходится выбирать: быстренько провести курс исторических процессов или мягко улыбаясь повторить, что это нужно запомнить. Задача преподавателя РКИ - не только научить студентов говорить по-русски (поверьте, этому можно научить и попугая), но и заставить думать и видеть жизнь так, как это делает русский человек. Проще говоря сделать все, чтобы студент мог относительно спокойно жить в нашей стране.
Помимо прочего, преподаватель РКИ аккуратненько, я бы сказала с заботливой нежностью, вводит студента-иностранца в язык профессии, ведь помимо прочего он должен усваивать материал основных предметов (физика, химия, биология, математика, история...). Мне, как и многим другим моим коллегам, уже довелось работать с будущими инженерами, переводчиками, дипломатами, врачами, художниками, филологами... И должна сказать, что порой это куда сложнее, чем кажется.
Однако во всем этом есть и свои плюсы, и один из них - это искреннее проявление благодарности за всю проделанную работу. Есть такая особая категория студентов, которая никогда не забудет своего преподавателя: они будут слать поздравления на различные праздники, интересоваться здоровьем, говорить, что благодаря ему они успешно закончили ВУЗ и наконец смогли найти себя. А это дорогого стоит.