Внучка учится в восьмом классе. Не помню, чтобы она за школьные годы написала хотя бы одно сочинение. Их и не учили этому.
Мы, помню, начинали учебный год с рассказа о том, как лето провели. Многие негодовали, что это формализм.
Учительница просила, чтобы написали в форме письма к другу. А какие события у сельского школьника? Какие события? Всё было как у всех. Мы же тогда никуда не ездили. В лучшем случае – в пионерский лагерь.
А так – дома. В семьях хозяйство. Родители на работе. А нам нужно со всеми делами справляться самим: кормить домашних животных и ухаживать за ними. В доме прибираться, воду носить с водокачки или ходить за ней на ключ. Грибы и ягоды.
Тем не менее – писали сочинения. И лучшие тексты учительница читала вслух. И еще нам указывали на ошибки: слово не то, предложение корявое.
Целая серия текстов о литературных героях. Нужно было научиться рассуждать, аргументировать, доказывать.
Конечно, в классе по-настоящему хорошо писали несколько человек. Но это и не важно, потому что основные навыки письма были у всех.
Сочинения в классе, домашние сочинения. В школе обычно объединяли два урока. И мы сидели, напрягали ум, формулировали.
А у моей внучки ни одного сочинения.
Зато у них появилось нечто другое. Это нечто называется «проектом». Он состоит из нескольких частей. Сначала введение. Там нужно сформулировать цели и задачи проекта, его актуальность, практическую значимость.
Затем теоретическая часть. После – практическая. И заключение. Еще список литературы.
Тема – творчество Лермонтова.
Села моя внучка, не знает, что делать? Жанр незнаком. Как писать? Какая может быть у творчества поэта практическая значимость? Или актуальность?
Не учили, не тренировали, а проект – выдай.
Конечно, мне пришлось делать: от первого до последнего слова.
Красота лирики Лермонтова. Например, «Выхожу один я на дорогу». Это шедевр. И все за рамками школы. Ничего не надо. Это теперь ничего не надо.
Забыл: сегодня в школе не учат стихи наизусть. Помните, мы раньше «сдавали»? Кто-то на уроке, кто-то на перемене. И за это ставили оценки. Самые артистичные дети читали перед всем классом. Другие отчитывались после уроков.
А еще мы басни Крылова заучивали.
Попробуй не выучи. Или не напиши сочинения! Тогда двойка, и от родителей достанется. Учитель могла и домой прийти, пожаловаться. Тогда телефонов не было.
Прошло много лет. Но многое помню до сих пор. Могу процитировать. Сегодня дети на это не способны. Может, не в нашей школе все по-другому?
Написал проект. Посадил рядом внучку. Объяснил, показал, рассказал. Теперь ей надо этот проект защитить. Нужен автореферат, который напишу тоже я.
Все это и есть настоящий формализм. Форма, в которой нет содержания.
Жаль. Лучше бы писали о лете, о каникулах, о прочитанной книге, о родственниках, которые воевали, о том, кто кем мечтает работать. Было бы больше человечности, добра и ума.
Наболело.
История с проектом очень огорчила. Расскажите, пожалуйста, как учатся ваши дети или внуки? Вы довольны, как литературу сейчас преподают?