Одной из причин роста стоимости жилья в новостройках явилась монополизация рынка крупнейшими застройщиками. Политика эскроу и проектного финансирования отрезала от доступа к деньгам многих застройщиков, и вынудила их уйти с рынка, освобождая место «крупняку». Профит от произошедшего прямой – все денежные потоки перешли под контроль проверенным структурам. Убыток для покупателей тоже не опосредованный - монопольным игрокам не с кем конкурировать на рынке, и они могут устанавливать любые цены (что, собственно, и происходит).
Теперь, это решено повторить со сферой обслуживания построенного.
Результат будет аналогичный – рост цен.
О чём это я?
В октябре прошлого года появилась информация, наделавшая много шума. Минстрой предложил создать региональных операторов по управлению жилым фондом. По данным ведомства, в России эксплуатируется более 1 миллиона жилых домов общей площадью 2,9 млрд м2., которые в 98% случаев обслуживают управляющие организации или сами собственники. Министерство предложило разрешить создание региональными властями операторов, которым будут переданы функции по управлению этим хозяйства.
Предложение Минстроя оказалось чрезвычайно скандальным, потому что предлагало сломать худо ли бедно ли, но уже существующий рынок с управляющими организациями и ТСЖ, вызвало общественный резонанс настолько значительный, что уже через месяц ответственные чиновники Минстроя вынуждены были «сдать назад».
27 ноября прошлого года в «Известиях» было опубликовано интервью замдиректора Департамента развития ЖКХ Минстроя РФ Олеси Лещенко, в котором она попыталась объяснять, что название «региональные операторы», так взволновавшее общественность, было понято неправильно и это исказило суть идеи. На самом деле, речь шла о назначении в регионах местными властями гарантирующих управляющих организаций по управлению многоквартирными домами. Суть работы такой организации - управлять домами ветхими, брошенными и находящимися в мелких населённых пунктах, то есть не выгодными для создания управляющих организаций и ТСЖ. Такие организации, будучи созданные властями, дескать, не станут подменять собой уже «действующие эффективные управляющие организации и товарищества». Поэтому речь шла не о том, что государство берёт под свой контроль и замыкает на себя значительные денежные потоки в сфере ЖКХ, а лишь о том, что оно берёт на себя затратную и невыгодную функцию (социальную, не коммерческую) по поддержанию ветхого жилого фонда не представляющего интереса ни для кого.
Уже тогда были сомнения в том, что мы неправильно поняли представителей государства. Весь наш опыт подсказывает, что мы поняли очень даже правильно, но информация о намерениях появилась раньше времени, была не подготовленной, вызвала негативный эффект, и чтобы его нивелировать, власти решили отыграть немного назад, хотя бы только и на словах.
Но вот прошло ещё два месяца, и всё встало на свои места – государство решило наложить «лапу» на деньги обращающиеся в сфере ЖКХ, и, постепенно, монополизировать эту «вкусную» отрасль.
18 февраля в РИА Новости вышла публикация:
«Минстрой пояснил, почему застройщиков лишат права управлять своими домами».
Речь в ней шла о новой редакции проекта стратегии развития стройотрасли и ЖКХ России до 2030 года. И в этой новой редакции, подготовленной Минстроем, устанавливается, что в построенных и введённых в эксплуатацию домах застройщиков жилья лишат возможности назначать свои управляющие компании. После сдачи в эксплуатацию дома будут передаваться гарантирующей управляющей организации, выбранной властями регионов.
"Все новостройки будут передаваться гарантирующей управляющей организации до выбора собственниками управляющей компании или другого способа управления. Такие изменения позволят оградить граждан от манипуляций и ущемления их интересов и при этом не исключат возможности выбора альтернативного способа управления или другой управляющей организации",
- так прокомментировали положения стратегии в Минстрое.
Дескать, государство в лице назначенных ею уполномоченных контор будет забирать у застройщиков построенные объекты, а потом собственники жилья смогут спокойно и без давления со стороны застройщиков проводить собрания и выбирать подходящую УК, которой уполномоченная государством контора будет затем передавать этот объект.
Однако, есть одно «но». Если собственников устроит работа назначенного региональными властями оператора, то он продолжит обслуживать принятый на баланс дом. Вот, собственно, и всё!
Зная слабую склонность наших людей к самоорганизации, не умение сообща отстаивать свои интересы, слабо верится, что единожды назначенная государственная контора может быть, в дальнейшем, каким-то образом сменена на какую-то другую частную УК.
Да чёрт возьми, не отдаст она никому полученный на «халяву» денежный поток, а уж местные власти постараются, чтобы такая замена не произошла.
Мы много критикуем управляющие компании, аффилированные с застройщиками. Часто – справедливо. Но одно дело воевать с управляющими организациями подконтрольными застройщикам – здесь шансы есть (даже суды часто становятся на сторону жильцов), другое, выяснять отношения с организациями, учреждёнными властями. Здесь, какие-либо шансы отсутствуют.
И обратите внимание, как ловко произошла подмена. Ещё пару месяцев назад представители Минстроя говорили, что их неправильно поняли, их не интересуют деньги, и главная их забота никому не интересный ветхий фонд, а теперь что же?
Государство заинтересовалось самым лакомым куском – «свежим», только что построенным жилым фондом, которому требуются минимальные вложения для обслуживания, а до плановых ремонтов здесь ещё «мама не горюй» сколько времени. Властям понадобился денежный поток, генерируемый недавними новостройками, который не может не быть чистым беспримесным кэшем, не обременённым необходимостью нести за счёт него сколь-нибудь значимые траты. Государство решило забрать себе самый «смак» от того, что есть в ЖКХ.
Что будет дальше, мы все прекрасно знаем. По мере передачи всё большего количества домов под управление государством, сфера ЖКХ начнёт приобретать всё более монополистический характер, где цены будут определяться не конкуренцией разных УК (пусть и слабой, как сегодня, но существующей) , которых собственники жилья могут заменить на другие устраивающие их (пусть и с огромным трудом), а нормативными документами непонятно в каких кабинетах написанными, кем завизированными и на чём основывающимися.
Государство таки решило прибрать себе обслуживание жилья, а значит последствия этого шага нетрудно представить.
Нас ждёт очередной рост цен.
Новых ноликов в квитанциях не избежать. Это уж государство нам точно гарантирует!
✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅
(* Прим. Предлагаю площадку канала, как платформу для всех желающих, которым есть что сказать по теме взаимоотношений дольщиков и застройщиков, а также вообще, о ситуации на рынке первичного жилья).
НЮ
живопись, масло, 95x60 см
Витольд Смукрович
📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩
Последние публикации канала:
📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩