Найти в Дзене
Человеческая Речь

O242ИМ. Геологи на короткой мысли

Геологи показывались предпоследними. И жюри ждало от них праздника. Ну, если не праздника, то во всяком случае очень качественной программы. А как не ждать? Геологи уже много лет в лидерах. На факультете очень большой творческий ресурс, и очень разнообразный при этом. Зрители, наверное, ждали того же, что и жюри. Увы, не дождались ни те, ни другие. Конечно же, качество номеров в основной массе – супер, но вот сама программа… Однако мы все же поблагодарили геологов за весну. Искренне. Но не за саму программу, а за повод поговорить об очень серьезных вещах, которые, к сожалению, присутствовали практически во всех концертных программах больших весен.

И теперь пришло время поговорить об этом же уже со всеми участниками фестиваля. Мимо этих позиций как-то чудом проскочили экономисты и филологи. Но филологов занесло в другие крайности, так что об их программе тоже придется говорить серьезно и вдумчиво. Но это позже. Сегодня поговорим о том, что не дало блеснуть во всей красе в этом году геологам. И еще многим-многим другим.

Выражение для обозначения недостатка, о котором сегодня пойдет речь сформулировалось еще где-то в первой трети всех показов, но мы не спешили говорить об этом на разборах. Казалось, что это – случайность, или конкретная ошибка конкретного режиссера конкретной концертной программы. Но подход этот к постановке повторялся и повторялся. И на разборе программы геологов мы уже не могли не поговорить об этом вслух, открыто и подробно. Формулируется этот подход к постановке как работа на короткой мысли.

И это – не метафора какая-то, это очень конкретный признак веяний времени. Заявленный сюжет крепко и точно идет не больше 20 минут. Мы следим за приключениями героя, мы уже готовы разбираться в его трудностях и радостях, но хлоп, и нет героя. Исчез вместе со своими трудностями и радостями. Как и не был. Появляется другой увесистый персонаж с чудным номером и уже с другими трудностям, хотя и вовсе уже без радостей. Но и за ним уследить мы не успеваем, так как персонаж-то возник на половину номера. И, что уж и вовсе удивительно, большая часть номера связана с нормальной клоунской работой, но выясняется, что эта работа не в зачет, а номер заявлен как чтецкий. И звучит в финале слабый по форме и дурацкий по содержанию текст про усталость. И вот эта-то усталость и высвечивается как тема весны.

Понимаете? Из десятка заявленных геологами тем, большая часть из которых намного глубже и интереснее, девять брошены не раскрывшись, а одна, самая сомнительная, к тому же возникшая в финале программы подана как некий манифест.

Ну, и давайте об УСТАЛОСТИ поговорим, раз вам это показалось важным. Мне-то это важным не кажется, но как сама тема, так и подход к ней – это отличный пример, чтобы разобраться с тем, на что именно все чаще перестают обращать внимание постановщики весен.

Итак, УСТАЛОСТЬ. Очень слабый с точки зрения литературы текст не просто нашел отклик в сердцах геологов, но и пробудил фантазию и породил весьма неплохой номер. И ведь понятно почему – фразами, каждая из которых тянет на статус в контакте разъяснено, что жить тяжело, что усталость – это такая метафора, она не физических нагрузок касается даже, хотя и их тоже, а вообще взаимоотношений с людьми и обществом. Все плохо «в датском королевстве», и люди такие, что впору валить. Такая подача мысли, вообще-то, предполагает вывод, что умен и тонок в этой жизни исключительно автор текста. Но предполагать – одно, а ведь вынося такую мысль на сцену, необходимо ее как-то подтвердить действием. А с этим – беда. Ну, в самом деле, такая гениальная мысль должна же из чего-то рождаться прямо тут, и должна как-то дальше трансформироваться, охватывая массы. И зрительские тоже, благо у геологов зрителей даже в пандемию есть. А мысль-то из предыдущего действа никак не вытекает. Там же люди реально выкладываются в номерах, но при этом на лицах-то не усталость, а вовсе даже наоборот – радость от отлично сделанной работы. Я на разборе привел в подтверждение этой мысли пример Ани Селиверстовой, которая за концерт отработала несколько силовых и воздушных номеров, да еще и в танцах выходила – вот бы кому устать до самой крайности! Но Аня на разборе выглядела скорее счастливой – ей все удалось, она, может и мечтала быстрее добраться до постели и отдохнуть, но едва ли она согласилась бы свою эту счастливую усталость променять на какой-то бессмысленный покой.

Друзья! УСТАЛОСТЬ – непременный атрибут и составная часть и счастья, и победы. Простите за натуралистический пример, но все люди взрослые – детей делать тоже утомительно, однако, чем больше усталости при этом, тем больше счастья. Манифест усталости – это текст, написанный человеком, не сумевшим себя в этой жизни найти. У него нет любимых людей, нет любимых занятий и нет даже мозгов, чтобы это понять. Это манифест детских обид на мир, который почему-то не бегает за тобой с ложечкой тортика или платочком, чтобы сопельки вытереть вовремя. Это манифест крайне инфантильного неудачника.

-4

Конечно, и из такой темы можно сделать удивительно цельную и точную по смыслам программу. Но тогда следует эту мысль хотя бы немного покрутить в голове и пообсуждать с товарищами по постановке. А дальше нужно придумать СОБЫТИЯ, в результате которых человек меняется сам на сцене, и меняет свое отношение к миру. А зрителю это видно из того, что герой бросает заниматься каким-то понятным действием и берется за совершенно другое. Это – просто букварь начинающего режиссера. Геологам этот способ работы просто напрашивался, да он непременно должен был состояться, ведь и сам герой заявлен очень точно, и чтецкий номер в начале с ехидным названием «Я ж мать» довольно объемно и талантливо этот подход предъявил. Почему нужно было уйти в мелочи, в резонерство и даже остатки темпо-ритма растерять к финалу? Ведь где-то до середины концерта все обещало большой успех программы. А вот – короткая мысль. Увы. Именно она. Мысль, которую не потрудились на стадии работы над сценарием докрутить до логического финала и хоть на сколько-то достойных и интересных выводов, которой не хватило на всю программу, которую не сумели протащить от начала до конца. И не просто в собственной голове, а именно на сцене. Через ДЕЙСТВИЯ и СОБЫТИЯ.

Я думаю, что геологов неудача этого года, а для них это – реальная неудача, не сломает. Им есть что сказать и показать миру. Но нужно собраться и подумать о том, что дальше, и, главное, как дальше. А вот всем остальным факультетам, тоже соблазнившимся обманчиво легкой работой «на короткой мысли» необходимо научиться качественно делать первый этап работы над программами. Это и нас, экспертов, ко многому обязывает – сейчас требуется разработать и мастер-классы, и тренинги по работе в застольном периоде. А то, что он сегодня – слабое место, что нам необходимо научить ребят правильно его организовывать, и правильно выполнять – это ясно как белый день. Мы давно уже говорим и обсуждаем как бы вернуть в программы точные и глубокие мысли и концепции, где-то потерянные. Так вот, похоже, время пришло, и понятно, что именно требуется объяснить и потренировать. И за это понимание отдельное спасибо геологам. Но больше так делать не стоит.

-6

Геологи
1183 интересуются