Найти тему
Вижу красоту

БЕЛОЕ ЗОЛОТО НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ. Фарфор Галины Дулькиной

Друзья, вот и завершила свою работу выставка «БЕЛОЕ ЗОЛОТО НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ. Фарфор Галины Дулькиной», открытая в экспозиционно-мемориальном отделе «Пресня» Государственного центрального музея современной истории России 18 ноября 2021 года. Дублирую сегодня здесь пресс-релиз и заметки про особенно интересные экспонаты, ранее уже опубликованные на официальных страницах музея facebook.com/museumpresnya и instagram.com/museum_presnya/

-2

На афише выставки зритель видит коронованную особу в чистом сиянии «белого золота». Это программное произведение Галины Дулькиной – признанного скульптора-фарфориста.

Галина Дулькина, создавая постсупрематическую скульптуру и развивая новый формат кубизма ведёт творческий диалог с наследием советского авангарда 1920–1930-х годов и демонстрирует неожиданное родство с Константином Бракузи, Александром Архипенко и Жоржем Браком. Её отличает редкая для современного молодого художника последовательность движения вперед в рамках своей творческой концепции и независимость от мимолётных и модных соблазнов актуального культурного пространства.

Скульптуры «Постсупрематический Король» и «Меломан» призваны продолжить традицию постановки бюста мыслителя в пространстве «игр разума» домашней библиотеки или рабочего кабинета джентльмена, ценителя искусств, коносьера. Гранёная форма скульптур отсылает не только к кубизму и супрематизму, но и к пластически обобщённым головам в рисунках Альбрехта Дюрера, к выявляющей пространственную глубину обрубовке экорше Жана-Антуана Гудона. Перспективно очерченные скульптуры задают ренессансный вектор движения вовне, в космос, в вечность.

Эстетское колористическое решение скульптур и декоративных блюд, использование в росписи изысканно холодной платины, горящего глянцевого и матового золота с цировкой, сближает произведения Галины Дулькиной со стилистикой роскошествующего европейского «Ар-Деко», стремящегося построить новую «Утопию» или «Фабрику грёз» после глубочайших эмоциональных и душевных потрясений от войн и революций. Эта идиллия игры особенно ярко представлена работами из серии «Клоуны».

Галина Дулькина – единственный на постсоветском пространстве скульптор-фарфорист, чьи работы прошли конкурс и экспонировались на престижном международном фарфоровом биеннале в Мейсене (2018), в саксонском замке Альбрехтсбург, в котором в 1708 году и был создан европейский фарфор. После участия в биеннале Галина Дулькина была избрана членом статусной Международной Академии керамики в Женеве (IAC, Швейцария).

Так искусство Галины Дулькиной, узнаваемое в контексте любых выставок и интерьеров, становится связующим мостом двух культур.

-3

Музей ПРЕСНЯ напоминает: с ноября работает выставка «БЕЛОЕ ЗОЛОТО НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ. Фарфор Галины Дулькиной». И дабы подчеркнуть актуальность экспозиции, предлагает рассмотреть особенное произведение – настольную медаль «Казимир» – посвящение великому художнику, реформатору искусства ХХ века.
Галина Дулькина, создавая современную фарфоровую скульптуру и развивая новый формат кубизма, ведёт творческий диалог с наследием авангарда 1920–1930-х годов и супрематизмом Казимира Малевича (1878–1935).
Творчество Малевича долгие годы замалчивалось в СССР, находилось под запретом как враждебное соцреализму. И только с 1960-х годов оно попадает в поле зрения общественности. Его «Чётный квадрат» становится символом времени и новых исканий в искусстве «Оттепели». Вновь стала созвучной жажда перемен, которой было охвачено русское общество, выразившаяся в романтическом восприятии Октябрьской революции 1917 года как энергии, открывающей путь к пересозданию мира.
Сегодня Галина Дулькина напоминает, что и «Белое золото королей» для Казимира Малевича было не случайным материалом в его экспериментах. Белый, сверкающий фарфор связывался им с идеей чистого творчества и чистой формы, идеей преодоления земного притяжения. В брошюре 1920 года он обосновывал межпланетные полёты, возможность орбитальных спутников земли, станций, позволяющих человеку освоить космос. Созданные в 1923 году на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде полу-чашки и чайник технизированных форм заключали в себе предчувствие нового, опережение будущего в рождении мирового предметного дизайна, и авангардного фарфора в частности.
Таким соотечественником стоит гордиться!

-4

Музей ПРЕСНЯ продолжает рассказ об экспонатах выставки «БЕЛОЕ ЗОЛОТО НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ. Фарфор Галины Дулькиной». И вновь, дабы подчеркнуть актуальность экспозиции, предлагает рассмотреть особенное произведение – скульптура «Р-значит ракета».
Галина Дулькина создала свою скульптуру и назвала её в жест уважения к писателю-фантасту Рэю Брэдбери (1920–2012) и его рассказу 1943 года «R is for Rocket», который начинается так:
«Эта ограда, к которой мы приникали лицом, и чувствовали, как ветер становится жарким, и ещё сильней прижимались к ней, забывая, кто мы и откуда мы, мечтая только о том, кем мы могли бы быть и куда попасть…
Но ведь мы были мальчишки – и нам нравилось быть мальчишками; и мы жили в небольшом флоридском городе – и город нам нравился; и мы ходили в школу – и школа нам безусловно нравилась; и мы лазали по деревьям и играли в футбол, и наши мамы и папы нам тоже нравились…
И всё-таки иногда – каждую неделю, каждый день, каждый час в ту минуту или секунду, когда мы думали о пламени, и звёздах, и об ограде, за которой они нас ожидали – иногда ракеты нравились нам больше».
Галина из поколения мечтателей. Она выросла на хорошей литературе, в том числе и фантастике. А потому на представленной иллюстрации – диалог книги и скульптуры. Автор обложки Михаил Ромадин — художник, получивший известность своими книжными иллюстрациями и работами для кино. Именно он является художником кинофильма Андрея Тарковского «Солярис» (1972). Его натурные макеты интерьеров космической станции в своё время стали достопримечательностью съёмочного павильона «Мосфильма», куда водили на экскурсии – избранных... Ах ...«эта ограда, к которой мы приникали лицом…»

-5

Музей ПРЕСНЯ продолжает рассказ об экспонатах выставки «БЕЛОЕ ЗОЛОТО НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ. Фарфор Галины Дулькиной».
И вновь, дабы подчеркнуть актуальность экспозиции, предлагает рассмотреть особенное произведение – скульптура «На полпути к Луне».
В год 60-летия первого полёта человека в Космос и мирового триумфа отечественной науки и техники к 12 апреля Государственный центральный музей современной истории России показал на Пресне выставку вещевых, документальных и художественных коллекций, демонстрируя связь значительного исторического события – орбитального полёта Юрия Алексеевича Гагарина – и реального улучшения повседневной жизни в СССР на фоне всеобщего подъёма и энтузиазма.
Теперь же Музей Пресня акцентирует внимание зрителей на том, что тема космоса волнует и наших современников – даже вне юбилейных дат. Для последователей пути Казимира Малевича – эта тема вообще имеет непреходящее значение.
Татьяна Котович – белорусский искусствовед, основатель и с 1996 года бессменный главный редактор альманаха «Малевич. Классический авангард. Витебск» отмечает:
«Супрематисты – люди «полётные». Казимир Малевич писал: «Мы бросим землю, изъеденную шашелями, и поднимемся в стратосферу и космос», за которым он наблюдал через сконструированный собственными руками телескоп. «Витебский Коперник», как его называли, искал аналогию между движением форм в искусстве и движением планет в небе».
В общем – «Луна ждёт!»

-6

Музей ПРЕСНЯ продолжает рассказ об экспонатах выставки «БЕЛОЕ ЗОЛОТО НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ. Фарфор Галины Дулькиной».

Декоративное блюдо «Что наша жизнь? Игра!» словно предлагает посмотреть назад – в прожитый 2021 год, оценить все его прелести и горести, и с оптимизмом повернуться к новому 2022 году.
В декоративной росписи образ часовых стрелок дополнен надписью – словами из арии Германна оперы «Пиковая дама» по повести поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837), премьера которой состоялась как раз под Новый год – 7 декабря 1890 года.
Кажется, что даже те, кто никогда не посещал оперный театр, всё же знают эту арию, звучавшую в телевизионном эфире в рамках игр интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?».
Гениальная музыка Петра Ильича Чайковского (1840–1893) сделала этот музыкальный фрагмент хитом всех времён и народов.
«Что наша жизнь? Игра!
Добро и зло – одни мечты!
Труд, честность – сказки для бабья.
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья?
Сегодня ты, а завтра я!»
К жизни нужно относиться легче. Сейчас это чрезвычайно полезно. Берегите себя!
С наступающим Новым годом!

-7

Музей ПРЕСНЯ продолжает рассказ об экспонатах выставки «БЕЛОЕ ЗОЛОТО НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ. Фарфор Галины Дулькиной».
Декоративное блюдо «Слушаю Юру музыканта» – посвящение Юрию Шевчуку – основателю, лидеру и единственному бессменному участнику группы «ДДТ».
«ДДТ» / «DDT» – советская и российская рок-группа, основанная летом 1980 года в Уфе. Её название происходит от химического вещества Дихлордифенилтрихлорэтан (в просторечье «Для домашней твари», «Дуст»), которое в виде порошка использовалось при борьбе с вредными насекомыми.
Тем самым, основной тематикой творчества группы и её лидера Юрия Шевчука является социальная сатира и протест – гражданственно-патриотическая лирика, призыв к нравственному самосовершенствованию, отказу от насилия и преодолению ненависти.
Первую половину 1980-х группа была подпольной: играла рок-н-ролл и ритм-н-блюз. В 1985 году Шевчук перебрался с семьей в Ленинград.
Шла перестройка, и «ДДТ» вышла из подполья: государственной фирмой «Мелодия» в 1988 году был выпущен первый официальный альбом «Я получил эту роль». В 1990-е группа стала народной благодаря хиту «Осень», вышедшему на пластинке «Актриса весна» в 1992 году.
Галина Дулькина подчёркивает духовную близость её творчества с деятельностью рок-группы «ДДТ».

-8

Музей ПРЕСНЯ продолжает рассказ об экспонатах выставки «БЕЛОЕ ЗОЛОТО НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ. Фарфор Галины Дулькиной».
Камерная экспозиция представляет ансамбль из четырёх скульптур «Музыканты». Её можно воспринимать как аллегорию мелодического ритма. Но если бы выставка была ретроспективной, то зритель обязательно бы заметил особую любовь Галины Дулькиной к образу рок-гитариста.
Ответом на все вопросы является коллаж «Что такое осень?..»: геометризированный силуэт рок-гитариста сопровождают страницы журналов с фотографиями лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука.
«Что такое осень?..» – песня, написанная Юрием Шевчуком в сентябре 1991 года. Она вошла в хит-парад 100 лучших песен XX века «Всё наше навсегда» по версии слушателей «Нашего Радио», заняв в нём второе место, пропустив вперёд лишь «Группу крови» Виктора Цоя.
Журнал «Эксперт» дал песне «Что такое осень?..» 7 место в списке 100 главных песен на русском языке (1917–2017). На 1 место вышла песня «Тёмная ночь» Марка Бернеса (1943); на 2 и 3-е: «Группа крови» (1987) и «Хочу перемен!» (1985) Виктора Цоя; 4-е: «Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») Нины Ургант и Булата Окуджавы (1970); 5-е: «День Победы» Льва Лещенко (1975); 6-е: «Священная война» Ансамбля Александрова (1941).
Галина Дулькина подчёркивает духовную близость её творчества с профессиональным кредо Юрия Шевчука: «Всё дело за вами: какие песни вы будете петь, такой и будет наша страна».

-9

Музей ПРЕСНЯ напоминает – время летит стремительно, февраль короткий месяц – близится к завершению работа выставки «БЕЛОЕ ЗОЛОТО НА КРАСНОЙ ПРЕСНЕ. Фарфор Галины Дулькиной».
И вновь, вновь – дабы подчеркнуть актуальность экспозиции, предлагает рассмотреть особенное произведение – декоративное блюдо «GOOD LUCK».
Общая композиция и надпись отсылают зрителя к играм Судьбы, благосклонности Фортуны и пожеланию счастливого случая. Россиянам понятно простое благопожелание «Удачи!»
Но вот носители английского языка требуют обязательно уточнения ситуации. Выражение «Good luck (to you)» употребляется обычно по конкретному поводу, прежде всего, когда человеку предстоит какое-то испытание.
И сегодня уже интернациональной стала фраза:
«We all wish scientists good luck finding the cure for COVID-19» – «Мы все желаем учёным найти средство от COVID-19»
Берегите себя и близких. И в глобальном масштабе – Удачи всем нам!

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив