Найти тему
С Богом по жизни

“Я БЫЛ СЛЕП, А ТЕПЕРЬ ВИЖУ”

В Ин. 9 перед нами один из наиболее ярких персонажей Евангелий — исцеленный Иисусом слепорожденный. Это чудо исцеления — шестое из семи описанных Иоанном “знамений”. Каждое из этих семи уникально. Иоанн называет их “знамениями”, потому что каждое из них знаменует божественность Иисуса (Ин. 20:30, 31; Восстановительный Перевод, Славянское Евангельское Общество). Кроме того, они, как правило, иллюстрируют определенные истины. Таков, в частности, и данный случай чудесного исцеления. Рассказ этот можно назвать живой иллюстрацией утверждения, что Христос есть “свет миру” (Ин. 8:12; 9:5).

Разбирая эту историю, мы увидим, как слепой нищий стал зрячим — физически и духовно. Мы также узнаем, как нам перейти от тьмы к свету.

СЛЕПОЙ ЧЕЛОВЕК (ст. 1-38)

Глава начинается так: “И, проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения” (ст. 1). В стихе 8 отмечается, что человек этот был нищим. Для большинства слепых попрошайничество было единственной “работой” (см. Мк. 10:46).

Загадка, которую нужно было разгадать (ст. 2-4)

Увидев этого человека, апостолы поняли, что перед ними загадка, которую нужно разгадать. С молодых лет они слышали от ученых наставников: “Нет смерти без греха, и нет страдания без беззакония”. Однако этот случай ставил их в тупик, потому что человек родился слепым. Поэтому они спросили: “Равви! Кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?” (ст. 2). Как они узнали, что он родился слепым? Может, об этом им сказал Иисус. Может, они слышали, как Иисус разговаривал с ним. А может, сообщил кто-то из стоявших рядом.

Часть их вопроса звучала нелепо: этот человек родился слепым потому, что он согрешил? Как он мог согрешить, еще не родившись? Вторая же часть их вопроса была из области осуждения: он родился слепым потому, что согрешили его родители? Некоторые грехи могут повредить еще не родившемуся плоду, но ученики не имели оснований считать, что родители этого человека были замешаны в подобных грехах.

Христос ответил: “Не согрешил ни он, ни родители его” (ст. 3). Грех всегда приносит страдание, но не каждое страдание — результат греха. Иисус продолжил: “...но это для того, чтобы на нем явились дела Божии” (ст. 3). Это не значит, что человек родился слепым по Божьей воле, чтобы Его Сын мог позже прийти и совершить чудо. Скорее, Христос подчеркивал, что всякая трудность содержит в себе возможности: возможности выразить Божью благодать и милость, возможности помочь другим, возможности проявить силу веры, возможности стать ближе к Отцу. Когда приходит беда, мы иногда спрашиваем: “Чем я заслужил это?” Возможный ответ — “Ничем”. А следует задавать такой вопрос: “Как мне использовать эту ситуацию, чтобы на ней явились дела Божьи?”

Иисус добавил: “Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе день; приходит ночь, когда никто не может делать” (ст. 4). В нищем ученикам нужно было видеть безотлагательную возможность “делать дела” Бога. “Ночь” смерти быстро приближалась к Иисусу; приближается она и к каждому из нас. Мы должны трудиться, пока можем.

Человек, которого нужно было исцелить (ст. 5-7, 14)

Христос сказал: “Доколе Я в мире, Я свет миру” (ст. 5). Иными словами, “Пока Я живу в этом мире, я не пропущу ни одной возможности дать свет людям — даже этому слепому нищему”. Апостолы в этом человеке увидели теологическую загадку, а Господь увидел в нем страдальца, которому нужно было помочь. Незадолго перед этим Иисус сказал: “Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни” (Ин. 8:12). Теперь Он приступил к подтверждению истинности этих слов.

“Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому” (ст. 6). Толкователи строят всякие догадки, почему Иисус проделал именно такую процедуру, но мы, право, не знаем. Вероятно, лучшим ответом на это будет: “Потому что Он так захотел”.

Он сказал человеку с глазами, замазанными грязью: “Пойди, умойся в купальне Силоам” (ст. 7). Из пруда Силоам брали воду для водного ритуала. Этот пруд находился в юго-восточной части города и был одной из достопримечательностей Иерусалима. Это было великое произведение инженерного искусства древнего мира: царь Езекия велел пробить в скале тоннель, чтобы провести в город воду из источника, расположенного за его стенами (см. 2 Пар. 32:2-4; Ис. 22:9-11; 4 Цар. 20:20). Пруд назывался “Посланный” (Ин. 9:7), потому что вода посылалась через тоннель.

А теперь переключим наше внимание на слепого; он стоит в центре почти всей дальнейшей истории. Поставьте себя на его место. Что, по-вашему, он почувствовал, когда услышал, как ученики обсуждают его, будто его там вовсе нет? Подумайте, какие эмоции овладели им при звуке голоса Иисуса, когда он ощутил на своих глазах грязь и услышал слова: “Пойди, умойся в купальне Силоам”. Иисус не обещал ему: “Пойди, умойся... и исцелишься”. Иисус просто сказал: “Пойди, умойся”. Как бы вы отреагировали на это странное повеление? И вот как отреагировал нищий: “Он пошел, и умылся” (ст. 7).

Почему слепой повиновался Христу? Я могу понять, почему он мог захотеть пойти куда-нибудь, чтобы смыть грязь со своих глаз, но при чем здесь купальня Силоам? Мы можем с большой долей уверенности утверждать, что он был на немалом расстоянии от этого пруда. Не забывайте, что этот человек не видел. Ему и несколько метров преодолеть было гораздо труднее, чем большинству из нас пройти километры. Можете себе представить, как он пробирается по многолюдным узким улочкам Иерусалима? Как тяжело ему было и как много времени это заняло! И вновь я спрашиваю: “Почему он исполнил то, что велел ему Иисус?”

Позже он сказал своим соседям: “Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «Пойди в купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел” (ст. 11). Может быть, он слышал, людские разговоры об Иисусе и совершенных Им чудесах (см. 7:31). Он не до конца понимал, кем на самом деле был Иисус (см. 9:17, 36). Тем не менее, в словах Христа “Пойди, умойся” было нечто такое, что задело слепого за сердце и заставило принять решение: “Я непременно должен сделать это!”

Итак, “он пошел, и умылся, и пришел зрячим” (ст. 7). Какая поразительная сдержанность в словах “и пришел зрячим”! Перед нами человек, который никогда в своей жизни ничего не видел. Он слышал о красках, прислушивался к описаниям и ощупывал формы. Но он не имел ни малейшего представления, как все это на самом деле выглядит.

Нарисуйте в своем воображении эту сцену. Вот он, спотыкаясь, бредет к купальне Силоам, перевешивается через ограду, зачерпывает ладонями воду и смывает с лица высохшую грязь. И тут он, открыв глаза, обнаруживает, что видит! Он видит воду, видит свои руки! Он поднимает голову и видит снующих людей! Он смотрит вверх и видит небо, видит птиц! Представьте себе его изумление, его волнение! Все эти и другие благословения более чем сдержанно высказаны в трех словах: “и пришел зрячим”!

Как отмечается в стихе 14, “была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи”. Не забывайте об этом, когда мы будем рассматривать историю дальше. Иисус исцелил еще одного человека в субботу! Назревал конфликт!

Проблема, которую нужно было решить (ст. 8-14)

Куда было тому человеку идти после того, как он прозрел? Он не имел никакого понятия о том, где находился Иисус (ст. 1, 12), а возвращаться к тому месту, где он просил милостыню, было уже ни к чему — и он пошел домой.

Когда его увидели соседи, они усомнились, он ли это. Вроде бы похож — но идет не прежней осторожной походкой слепого. Глаза открыты, взгляд сфокусирован. Вертит туда-сюда головой, вглядываясь в каждый новый предмет, привлекший его внимание. Знавшие его затеяли спор. “Иные говорили: «Это он», а иные: «Похож на него»” (ст. 9). Так они препирались, а человек все повторял: “Это я” (ст. 9). И, наверное, улыбался, отвечая на вопросы и повторяя свою историю. «Тогда спрашивали у него: “Как открылись у тебя глаза?” Он сказал в ответ: “Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «Пойди в купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел”» (ст. 10-12).

Ученики смотрели на этого человека как на загадку, которую нужно было разгадать; а теперь соседи увидели в нем проблему, которую нужно было решить. Реальность чуда ставила их в тупик, то, что исцеление приписывалось Иисусу, смущало их (см. ст. 16, 22), а факт сотворения этого чуда в субботу (ст. 14) не давал им покоя. Они никак не могли распутать весь этот клубок. Поэтому они потащили бывшего слепого к тем, кто заявлял, что знает все ответы: к религиозным руководителям Иерусалима (ст. 13).

Затруднение, которое нужно было проигнорировать (ст. 15-17, 22)

Фарисеи спросили человека, что произошло, и он опять рассказал свою историю (ст. 15). Имя Иисуса во время этого разбирательства не упоминалось, но совершенно очевидно, что власти точно знали, с кем произошла встреча у бывшего слепого (ст. 22). Услышав об Исцелившем его, они раздраженно рявкнули: “Не от Бога Сей Человек, потому что не хранит субботы” (ст. 16).

Христос и раньше сталкивался с иерусалимской верхушкой из-за того, что исцелял в субботу (Ин. 5:1, 9, 10, 16, 18; 7:21-23). Но на этот раз Он не только исцелил; Он имел наглость сделать из грязи кашицу. По их преданиям получалось, что Иисус работал в субботу не один, а несколько раз!

Рассуждение властей о Христе можно свести к силлогизму:

• Большая посылка: “Всякий, кто нарушает наши традиции, связанные с субботой, грешник”.

• Малая посылка: “Иисус нарушает наши традиции, связанные с субботой”.

• Вывод: “Значит, Иисус грешник”.

В силлогизмах, если большая и малая посылки истинны, вывод тоже должен быть истинным. Проблема с силлогизмом фарисеев состояла в том, что большая посылка была ложной. Ложной потому, что их предания/традиции были не от Бога, а от человека (см. Мф. 15:1-9).

Конец стиха 16 позволяет заглянуть за кулисы во время перекрестного допроса фарисеев: “Другие [то есть другие из религиозной верхушки] говорили: «Как может человек грешный творить такие чудеса?»” (ст. 16). Они не понимали, что их силлогизм не верен, но некоторые чувствовали, что вывод получается неправильным. Поэтому “была между ними распря” (ст. 16). Как правило, разделение нежелательно (1 Кор. 1:10), но на этот раз это было хорошо. Христово служение затронуло даже некоторых очерствевших сердцем и разумом членов синедриона!

Большинство, однако, остались равнодушными. Они продолжали допрашивать прозревшего: “Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?” (ст. 17). Он сказал: “Это пророк” (ст. 17). Он все еще не знал наверняка, кто такой Иисус, но понимал, что раз Он творит чудеса, то, по крайней мере, должен быть пророком.

Западня, которой нужно было избежать (ст. 18-23)

Некоторые из тех, кто вел допрос, думали, что этот человек лжет о своем исцелении, и потому послали за его родителями (ст. 18). Отец и мать прозревшего с дрожью предстали перед самыми влиятельными людьми их земли (ст. 22). Синедрион задал им три вопроса: (1) “Это ли сын ваш?”; (2) “[Он] родился слепым?”; (3) “Как же он теперь видит?” (ст. 19).

На первые два вопроса родители ответили — утвердительно. А на третий отвечать отказались, “потому что боялись иудеев; ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги” (ст. 22). Отлучение от синагоги влекло за собой не только религиозные последствия, но также социальные, политические и экономические. На практике каждый отлученный от синагоги изгонялся из иудейского общества. Угроза изгнания была мощным оружием в руках иудейской верхушки.

Хоть кто-нибудь порадовался за прозревшего человека? Похоже, таких не нашлось. Соседи восприняли его как проблему, которую нужно было решить. Теперь вот родители смотрят на него как на западню, которой нужно избежать. На вопрос 3 — как этот человек прозрел — они ответили: “...как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет” (ст. 21).

Вредитель, которого нужно было раздавить (ст. 24-34)

Ничего не добившись от родителей, фарисеи снова переключились на их сына. “Итак, вторично призвали человека, который был слеп” (ст. 24). Нищий обнаружил, что зрение имеет и негативную сторону. Прежде он слышал ненависть, а теперь впервые увидел ее: гневно горящие глаза, злобно искривленные губы, с подозрением нахмуренные лбы.

Они сказали человеку: “Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек тот грешник” (ст. 24). Повеление “Воздай славу Богу” можно понять как “Воздай славу Богу, а не Иисусу”, но, вероятнее, эта фраза была призывом поклясться говорить правду (см. Иис. Н. 7:19). Она подразумевает: “Скажи нам, что произошло в действительности!”

Примечателен дальнейший обмен репликами. Чем больше они приставали к человеку, тем сильней росла в нем вера в Иисуса. Рожденный слепым и вследствие этого обреченный на попрошайничество, этот человек вряд ли получил какое-нибудь образование, но он все равно взял верх над своими учеными оппонентами.

Он ответил: “Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу” (ст. 25). Они продолжали давить на него (ст. 26). Тогда вышедший из себя человек воскликнул: “Я уже сказал вам, и вы не слушали. Что еще хотите слышать?” (ст. 27). И добавил: “Или и вы хотите сделаться Его учениками?” (ст. 27).

Уязвленные, они не нашли ничего лучше, как насмехаться над ним: “Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Его же не знаем, откуда Он” (ст. 28, 29).

Он сказал им в ответ: “Это и удивительно” (ст. 30). Исцеливший его был самым удивительным человеком из всех живших на земле людей, а те, кто заявлял, что все знает, признались, что ничего о Нем не знают (ст. 30)!

Человек добавил: “Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает” (ст. 31). Так как руководители называли себя последователями Моисея, он напомнил им учение Писания о том, что грешников Бог не слышит (см. 1 Цар. 8:18; Иов. 27:9; Пс. 17:42; 33:16, 17; 65:18; 144:19, 20; Прит. 1:28; 15:29; Ис. 1:15; 59:2; Иез. 8:18).

Он продолжил: “От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному” (ст. 32). В прошлом творились великие чудеса, но еще никто не возвращал зрение слепому, пока в мир не пришел Иисус. Насколько нам известно, даже Христос раньше никогда не исцелял людей с врожденной слепотой.

Затем он заключил: “Если бы Он не был от Бога, то не мог бы сотворить ничего” (ст. 33). У фарисеев был ложный силлогизм, обвинявший Иисуса; теперь же нищий выдвинул верный силлогизм, оправдывавший Его:

• Большая посылка: “Бог не слышит грешников”.

• Малая посылка: “Бог явно слышит этого Человека”.

• Вывод: “Значит, Он не грешник!”

Руководители не могли опровергнуть его логику и поэтому использовали старую уловку, которой пользуются спорщики: когда не можешь опровергнуть аргумент, нападай на того, кто его выдвигает. И они сказали: “Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?” (ст. 34).

Затем они “выгнали его вон” (ст. 34). Это могло просто означать, что они вытолкали его за дверь, но, скорее всего, они сделали то самое, чего боялись его родители, — “отлучили от синагоги” (ст. 22), сделали его изгоем для своего народа. Ну и денек ему выдался: утром слепой, днем исцелен, вызван в высший суд страны и еще до того, как стемнело, изгнан из Божьего дома!

Человек, которого нужно было спасти (ст. 35-38)

Куда же отправился человек, выйдя из палат синедриона? Он не мог оставаться в храме, не мог вернуться на то место, где просил милостыню, и вряд ли был настроен возвращаться домой или в свой квартал. Идти было некуда. Некоторые из вас знают, как может чувствовать себя человек в такой ситуации.

Наверняка мы знаем лишь то, что он пошел куда-то в людное место (ст. 35, 39, 40). Во всяком случае, Господь нашел его: “Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему...” (ст. 35). От начала до конца истории мы видим, что инициативу в отношении нищего Христос взял на Себя — точно так же Он поступает и в отношении нас (1 Ин. 4:10). Кроме того, во всей этой истории Иисус был Единственным, кто в этом нищем видел человека. Вначале Он увидел в нем человека, который нуждался в исцелении; теперь же Он видел в нем человека, нуждавшегося в спасении.

Он спросил прозревшего: “Ты веруешь ли в Сына Божьего?” (ст. 35). В греческом тексте ударение падает на слово “ты”: “Ты веруешь ли в Сына Божьего?”

Он ответил: “А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?” (ст. 36). Прежде он слышал Иисуса, но не видел Его. Заметьте, что человек этот был предрасположен уверовать. Тому, кто не хочет верить, можно представить все свидетельства в мире, и будет бесполезно. Вера — такой же ответ воли, как и ответ разума.

Иисус сказал ему: “И видел ты Его, и Он говорит с тобой” (ст. 37). Иными словами, Иисус объявил: “Ты смотришь на Него! Сын Божий — это Я!”

Когда Христос произнес это, все встало на свои места. Человек сказал: “Верую, Господи!” (ст. 38). Для нищего переход от физической слепоты к физическому прозрению у купальни занял несколько секунд. А от духовной тьмы к свету он шел несколько часов.

Путь веры этого человека завершился: сначала Господь был для него просто “человек, называемый Иисус” (ст. 11). Потом он сказал, что Иисус “пророк” (ст. 17) и послан “от Бога” (ст. 33). И, наконец, он назвал Его “Господом” (ст. 38; см. Деян. 2:36; 1 Кор. 12:3). Чем больше вы будете узнавать меня — или любого другого человека — тем больше будете обнаруживать недостатков и больше будете разочаровываться. Чем больше вы будете узнавать Иисуса, тем больше будете удивляться, и не только во времени, но и в вечности.

И тогда исцеленный “поклонился” Иисусу (ст. 38). Это была спонтанная реакция. Никто не приказывал нищему поклоняться. Он захотел поклониться Давшему свет как его телу, так и его душе. Когда человек понимает, кто такой Христос и что Он для него сделал, он не может не поклоняться и не прославлять Его! А тот факт, что Иисус позволил ему поклониться Себе, свидетельствует о том, что Он не отрицал Своей божественности (см. Мф. 4:10).

СЛЕПЫЕ ЛЮДИ (ст. 39-41)

На этом история еще не заканчивается. Иисус противопоставил физически слепого нищего, который пришел к вере, духовно слепым фарисеям, которые отказались уверовать в Него. По мере того, как этот человек продвигался к Свету, враги Христа откатывались все дальше во тьму.

Ранее мы высказали мысль, что Господь нашел исцеленного в людном месте. Имя Иисуса уже и так было у каждого на устах (Ин. 7:12), а тут еще эта новость об отлученном человеке (Ин. 9:35). Две такие известные личности в одном месте непременно должны были собрать толпу — в которой были и те, кто искал смерти Христа, те самые, кто совсем недавно отлучил нищего (ст. 40).

Христос повернулся к народу и сказал: “На суд пришел Я в мир этот” (ст. 39). Причиной Его прихода в мир было спасти грешников (Ин. 3:17; 12:47; см. Лк. 19:10), но одним следствием Его прихода будет суд (Ин. 5:22; 12:48). Свет не только освещает; он еще и высвечивает потаенное.

Он продолжил, объясняя цель Своего прихода: “Чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы” (ст. 39). Господь использовал игру слов, противопоставляя физическую слепоту слепоте духовной: Он пришел, чтобы вернуть зрение физически слепым. И в то же время Он пришел, чтобы высветить духовную слепоту тех, кто заявляет о своем особом духовном видении.

Слушавшие фарисеи заподозрили, что Он говорит о них, и громко спросили: “Неужели и мы слепы?” (ст. 40). Иными словами, они воскликнули: “Конечно же, Ты говоришь не о нас!” Иисус ответил: “Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но так как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” (ст. 41). Он продолжал играть словами. По сути, Он сказал религиозным руководителям: “Если бы вы были физически слепы, то это не повлияло бы на ваши отношения с Богом, но поскольку вы отказываетесь признать свою духовную слепоту, то для вас не остается никакой надежды”.

Какой бы ужасной ни была физическая слепота, она не идет ни в какое сравнение со слепотой духовной. Чтобы угодить Богу, нужно иметь чистое сердце (Лк. 8:15). Мы должны любить истину (2 Фес. 2:10). Мы должны приступать к Слову в кротости (Иак. 1:21). Мы должны знать, как страшно позволять своим предубеждениям искажать Писания (2 Пет. 3:16). Кто-то сказал: “По-настоящему слепы лишь те, кто не хочет видеть”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нам не говорится, что случилось с прозревшим человеком. Учитывая последствия изгнания из синагоги, можно сказать, что его жизнь была нелегкой — но его упорство под натиском нападок дает мне право предположить, что он до конца остался верным учеником Христа.

Однако эта история была рассказана не для того, чтобы прославить слепого, но для того, чтобы поведать о трагических последствиях отвержения Иисуса, “Света мира”. Один из самых впечатляющих уроков состоит в том, что мы можем быть духовно слепы и даже не осознавать этого. Ин. 9 — это глава, которая кричит о необходимости самоанализа (см. 2 Кор. 13:5).

Если вы еще не пришли к “Свету”, я призываю вас сделать это сегодня. Представьте, как бы вы радовались, если бы к вам, ослепшему, вернулось физическое зрение. Духовное прозрение — еще более радостно!

Офтальмолог Джек Купер известен своими операциями на глазах. После операции он снимает повязки с глаз пациента в затемненной комнате. После того как глаза больного привыкнут к свету, он отдергивает занавески на окнах. В этот момент человек часто восклицает: “Я вижу свет!” “Подождите, вы еще не видите его”, — говорит доктор. Он ведет его в свой кабинет и дает прочитать таблицу проверки остроты зрения. Это необычная таблица — со словами из Ин. 3:16. Пациент читает: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. И тогда доктор Купер говорит: “Вот теперь вы действительно видите Свет”.

В песне Джона Ньютона “О благодать!” есть такие слова: “...Спасен Тобой я из пучины бед, был мертв — и чудом стал живой, был слеп — и вижу свет”. Вы тоже можете прозреть — если полюбите Господа и покоритесь Ему!

#иисус #христос #иисус христос #слепота #евангелие #христианство

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц