Найти в Дзене

Украина: «агрессия» откладывается или «Большая игра» без правил

19.02.2022 • Денис Батурин, политолог

16 февраля 2022 года не стало днем вторжения России на Украину. День вторжения был объявлен, картинки показаны, карты нарисованы, серьезные заявления с озабоченными лицами сделаны. Но самого вторжения так и не случилось. Это никого не смутило, но стало поводом для дальнейших заявлений и действий. Кажется, первой на отсутствие агрессии среагировала Служба разведки Эстонии, объявившая о переносе даты вторжения на конец февраля: «По нашей оценке, российские вооруженные силы могут приступить к полномасштабной операции против Украины со второй половины февраля. После достижения военной готовности для начала операции потребуется только политическое решение». Дело здесь не в информированности эстонской разведки, что само по себе вызывает иронию, а в том, что это повод (западному обывателю вполне сойдет) рассуждать о «русской агрессии» и коварстве России и дальше, после очевидного конфуза с 16 февраля. Агрессия не состоялась? Дату вторжения можно перенести – эстонская разведка сказала, а ее данные, в свою очередь, подтвердила разведка США. Прямо как «сарафанное радио».

Последний штрих об эстонской разведке. Эта «могучая служба» не в первый раз проявляет свою осведомленность о планах геополитических соперников США. В упомянутом докладе из Таллина вторая половина уделена Китаю, который, якобы собирает данные об эстонцах с целью последующего использования в информационной войне. Китай это раздражает: «Департамент внешней разведки Эстонии не в первый раз испытывает терпение красного экономического гиганта своими инсинуациями. К примеру, в своем отчете за прошлый год эстонские разведчики обвинили коммунистическое руководство Китая в диктаторском стиле правления, а его план вывести КНР в мировые лидеры по технологиям назвали "угрозой безопасности"».

Судя по всему, об эстонской разведке мы услышим еще не раз, ведь ее основной деятельностью является организация информационных вбросов и начертание неких годовых аналитических докладов в формате раскрытия тезисов, сброшенных из Лэнгли и Вашингтона, и изобличающих геополитических противников США во всех смертных грехах.

В России Госдума выдвинула предложение о признании Республик Донбасса и отправила его Президенту России. В качестве ответа США на обращение Госдумы к Президенту России Владимиру Путину можно считать заявление президента США Джо Байдена: «Они (российские власти) не отвели какие-либо войска, перебросили еще сил — это, во-первых. Во-вторых, есть причины считать, что они заняты операциями под чужим флагом для получения предлога проникнуть (на территорию Украины). Все признаки, которые у нас есть, указывают на то, что они готовы напасть на Украину». Старая песня, но это значит, что участившиеся обстрелы Донбасса направлены на то, чтобы вызвать ответ республик на действия ВСУ. Этот ответ и «назовут операцией России под чужим флагом» - формулировка уже готова.

Основное занятие западных СМИ и чиновников – осознанное искажение реальности. В ответ на заявление и действия России о возвращении воинского контингента с учений в Крыму и других областях Южного федерального округа, госсекретарь США Энтони Блинкен заявляет: «Мы не видим отвода российских войск от украинской границы». И это понятно, иначе – какая агрессия, если войска возвращаются на базы?

Интенсивные обстрелы Донбасса после несостоявшейся агрессии говорят о попытке Киева организовать эскалацию и острую фазу конфликта через провокацию. Здесь интересы США и Киева совпадают. Ведь при каждом удобном случае следует вскрик министра иностранных дел Украины о том, что «действия России приводят к необходимости отмены Минских соглашений». Между тем именно украинская военная группировка наращивается на линии соприкосновения с республиками Донбасса, и по разным оценкам составляет до 150 тысяч военных и «добробатовцев».

Украинский замысел очевиден, он имеет два плана. Первый – самосохранение нынешнего политического режима, с идеологической подпоркой в виде украинского национализма и антироссийской направленностью. Второй план – более интересен и менее очевиден. Это новый виток борьбы за власть. С одной стороны - олигархи и все, кто имеет такую возможность улетают из Украины, или перемещаются вслед за иностранными дипломатами во Львов, с другой стороны - создается территориальная оборона из граждан пожилого возраста и жертв украинской пропаганды, и делают это те, кто думает, о том, как войну конвертировать во власть для себя. Видится следующий сценарий. Есть повод мобилизовать и вновь поставить под ружье националистов, этих «бешеных псов», соскучившихся по войне и жаждущих вернуть Донбасс не с помощью каких-то Минских соглашений, а военным путем. Но дело совсем не в Донбассе, не в «восстановлении территориальной целостности». В рамках подобного сценария война является лишь необходимым эпизодом, как повод и чистилище – чтобы еще раз «вскипятить мозги» добробатовских националистов. Вряд ли эта война Украиной будет выиграна, Киеву придется остановится, а националисты в угаре остановиться не захотят – тут и можно их разворачивать с Донбасса на Киев. И будет новая революция…

Есть на Украине такой политический деятель - Арсен Аваков, бывший министр внутренних дел. Высокую политическую карьеру он начал еще в период «оранжевой революции». В период «революции достоинства» и все время руководства министерством внутренних дел он сначала создавал, затем кормил и вооружал, а потом и легализовывал батальоны националистов. Интерес к власти у него, несомненно, есть, есть определенные ресурсы, есть прикормленные боевые отряды, на их штыках можно и новые выборы президента организовать, или, как минимум, выторговать значимую должность с президентскими перспективами. Этот сценарий не просто реальный, уверен, в той или иной степени и вариации он уже реализуется.

От частных игр вернемся к ситуации на Донбассе. Когда назначенная на 16 февраля «российская агрессия» не состоялась, ВСУ начали обстреливать территорию республик с нарастающей интенсивностью. Киев, с одной стороны, в рамках своей логики воспринял возвращение российских войск в места расположения как «отступление» Москвы, но с другой - Киеву нужна война, провокации, чтобы выполнить задание Вашингтона и добыть «доказательства российской агрессии». Украина накачана идеологически и накачана оружием и действует по принципу – что-нибудь да случится: случайный прорыв диверсионной группы, залет БПЛА, пуск «джавелина»… При наращивании группировки на линии соприкосновения и таких «случайностях» вероятность инцидентов и переход конфликта в острую фазу, несомненно, увеличивается.

Все эти украинские художества происходят в рамках интересов Вашингтона, который уже не один раз проговаривался о том, что за Украину не будут воевать ни американцы, ни натовцы, поэтому оружием Украину и накачивают, к ее недалекой радости. Настоящая игра ведется на другом уровне. Это другой уровень отношений, та самая – Большая игра. Украина здесь - лишь инструмент. Украина нужна лишь как доказательство «агрессивных намерений России». Случился 2014 год - Крым ушел в Россию, и мечты о базе НАТО в Севастополе «накрылись», взбунтовался Донбасс, потом стал реальностью «Северный поток -2». Затем Россия ключевую роль сыграла в сирийском конфликте, сохранении Сирии и уничтожении Исламского государства (запрещено в РФ). Все это - прямая и ассиметричная реакция на продвижение НАТО на восток. Это далеко не весь список того, что раздражает Запад в современной России. Поэтому, ее необходимо сдерживать, НАТО двигать на восток, вводить санкции, а если не слушает – сделать агрессором – сначала информационно, потом через провокацию – украинское направление здесь самое перспективное.

Россия выходит к Вашингтону с предложением о гарантиях международной безопасности, фактически, поднимая вопрос о новой архитектуре европейской и мировой безопасности. Сложно сказать – мы с этим предложением опоздали, или на фоне событий – сделали его вовремя. Однако, важно уже не это, а реакция Запада, которая прошла несколько стадий: отказ от таких гарантий, заявление о том, что такие гарантии должна давать Россия, заявления о том, что Россия готовится к вторжению на Украину, что значит – разве можно говорить о гарантиях безопасности с «агрессором»?

Вашингтону не нужны правила в Большой игре, никаких гарантий он давать не собирается – он заинтересован в экспансии, в том числе, путем хаотизации регионов, дезинтеграции стран, путем смены политических режимов в странах, которые не поддаются этим замыслам.

Ситуация на украинском направлении остается крайне тревожной, мировое информационное пространство подготовлено к «российской агрессии и российской провокации», ВСУ готовы к маршу и вторжению на Донбасс, что будет названо «ответом на российскую провокацию и доказательством агрессии Москвы».

И тут приходит в голову вопрос - может быть, Россия рано закончила учения и выводит войска из граничащих с Украиной областей? Может быть, кроме вопросов высшего уровня (гарантий международной безопасности) нужно было начать жесткий разговор и с Вашингтоном, и с НАТО о гарантиях ненападения Киева на Донбасс? На мой взгляд, это могло бы выглядеть так же убедительно, как убедительна была операция ОДКБ под российским руководством в Казахстане, как роль России в разрешении конфликта в Сирии и уничтожении боевиков-исламистов.

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

СВО
1,21 млн интересуются