Стресс и напряжение могут изменить работу мозга и привести к повседневной забывчивости.
У некоторых из нас есть интуитивные реакции на стресс — мы изо всех сил пытаемся сосредоточиться; наша память ... невелика; мы чувствуем себя дезорганизованными, подавленными и истощенными; мы не можем спать; у нас болит голова, болит шея; мы плачем; и мы можем даже чувствовать, что находимся на грани срыва. Что этот стресс делает с мозгом или под кожей? Здесь мы исследуем нейронные механизмы, лежащие в основе того, как стресс и напряжение формируют мозг, и их влияние на нашу память.
Хорошее, плохое и уродливое
Стресс вызывает эволюционную психобиологическую реакцию на опасную среду, в которой мы оказываемся изо дня в день. Но это не значит, что мы не можем испытывать эустресс (более известный как "хороший стресс").
Хороший стресс может вызвать волнение — он может быть мотивирующим, даже повышающим производительность. Это может продвинуть нас к большим высотам во время экзаменов, собеседований и выступлений. Наш пульс учащается, сердце учащенно бьется, гормоны повышаются — другими словами, мы чувствуем себя живыми.
Увы, эустресс, как правило, недолговечен. Без этого мы можем чувствовать себя вялыми, беспомощными или просто несчастными. Хороший стресс, таким образом, является ключом к жизненной силе.
Но сильный стресс часто подкрадывается к вам, как незнакомец ночью. Она может быть хронической по своей природе или острой и интенсивной. В то время как здоровый мозг обрабатывает хороший стресс адаптивно, плохой стресс может привести к неадаптивной обработке с длительными последствиями для структуры, функций и пластичности мозга, при этом также наблюдаются изменения в форме нейронов, связности и количестве клеток. В совокупности эти изменения препятствуют когнитивной обработке.
Стресс влияет на память больше, чем побочный эффект
Будь то на социальной или профессиональной основе, стресс может подавлять когнитивную нагрузку и вызывать неприятные нервные реакции, которые нарушают наше физиологическое равновесие, что приводит к негативным последствиям для нашего психического благополучия и общего состояния здоровья. Стресс повышает нашу уязвимость к целому ряду хорошо известных (и более неясных) состояний физического и психического здоровья, включая системную красную волчанку , болезнь Кушинга, сердечно-сосудистые заболевания, депрессию и психоз, и это лишь некоторые из них.
Но как насчет памяти? Дефицит декларативной и недекларативной памяти (т.е. запоминание событий и фактов в сравнении с обучением навыкам и навыкам), в дополнение к когнитивным трудностям и проблемам с общей исполнительной функцией (например, гибкое мышление и самоконтроль), часто совпадают с такими состояниями, как эти. Хотя их обычно выдают за неудобные побочные эффекты, дело не только в этом.
Где рождаются воспоминания
Гиппокамп, миндалевидное тело и префронтальная кора головного мозга являются важнейшими компонентами схем мозга, участвующих в обучении и памяти. Гиппокамп, однако, является анатомической основой памяти, ответственной за кодирование, консолидацию и извлечение памяти.
Хотя он не работает изолированно, гиппокамп является структурой височной доли мозга, наиболее чувствительной к стрессу. Уязвимость гиппокампа проистекает из стимуляции глюкокортикоидов и нейротрансмиттеров, которые повышаются в ответ на стресс. Даже у здоровых и здоровых людей стресс может повышать уровень глюкокортикоидов. Например, у солдат, прошедших тестирование в военное время, был повышенный уровень кортизола в моче, но заметное снижение уровня кортизола было обнаружено, когда они больше не подвергались непосредственной угрозе.
Стресс сокращает мозг
Атрофия гиппокампа, вызванная стрессом (она же усадка), связана с дефицитом пространственной и рабочей памяти как у людей, так и у животных. Этот тип сокращения происходит в результате ингибирующего воздействия длительного воздействия стресса на ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники, что вызывает гиперсекрецию глюкокортикоидов и модуляцию возбуждающих нейротрансмиттеров.
Хронически повышенный уровень глюкокортикоидов и возбуждающих аминокислотных нейротрансмиттеров может навсегда изменить архитектуру мозга. Этот уровень воздействия может вызвать ряд изменений в нейронах, начиная от уменьшения дендритного разветвления, структурных изменений синаптических окончаний, гибели нейронов и торможения регенерации нейронов в гиппокампе.
В зависимости от цели мозга может происходить расширение-втягивание дендритов и увеличение-уменьшение плотности синапсов, а также изменения в нейрогенезе (процессе, посредством которого в мозге образуются новые нейроны) в зубчатой извилине, области мозга, где все сенсорные модальности сливаются для формирования воспоминаний и облегчения познания.
Клинические расстройства проявляются в снижении когнитивных способностей и фрагментированной рабочей и пространственной памяти.
Почему ты не можешь вспомнить, когда испытываешь стресс
Итак, мы видим значимость глюкокортикоидов в памяти посредством изменений в гиппокампе. Это объясняет, почему мы не можем так легко запоминать, когда испытываем стресс.
Например, у людей с болезнью Кушинга наблюдается постоянно высокий уровень кортизола, что указывает на постоянный дефицит вербальной декларативной памяти. Это было дополнительно связано с уменьшением объема гиппокампа (он же атрофия) с помощью магнитно-резонансного воображения (МРТ). Аналогичным образом, было обнаружено, что назначенные длительные дозы глюкокортикоидов, таких как преднизолон, ухудшают вербальную декларативную память у людей без неврологических проблем.
Но повышение уровня глюкокортикоидов не обязательно должно быть экстремальным, чтобы заставить нас забыть. Было показано, что даже незначительное вызванное стрессом повышение уровня коры головного мозга и кортизола в терапевтической дозе истощают нашу способность запоминать.
То, как ты это видишь
Стрессовая реактивность у разных людей различается из-за индивидуального восприятия, способностей и устойчивости. Иногда, значит, все просто так, как мы это видим.
Возьмем, к примеру, социальные взаимодействия — интроверт может счесть конкретное взаимодействие очень напряженным, в то время как экстраверт может счесть его волнующим. Точно так же удаленная работа может быть блестящей для интроверта, но ужасной для экстраверта. У некоторых людей также более высокий порог стресса, чем у других, поэтому одни ломаются, а другие процветают в одних и тех же условиях. Таким образом, мы видим своеобразные реакции на стресс.
В конечном счете, стресс неизбежен, и некоторые вещи мы забудем. Хитрость заключается в том, чтобы свести к минимуму ненужное воздействие стресса и управлять — насколько это возможно — тем, как мы это видим. То есть, используя эмоциональную регуляцию для улучшения памяти и общей исполнительной функции. Это уменьшит ущерб, наносимый мозгу, и окажет огромное влияние на память.