Сабира, пациентка двадцати пяти лет, обратилась ко мне с жалобами на сниженное настроение и бессонницу. Мы стали выяснять причину, и девушка рассказала свою историю.
— Я родом из Киргизии и воспитывалась в мусульманской семье, — произнесла пациентка. — Я росла с тремя сёстрами, среди которых была самой младшей. Папа всю жизнь мечтал о сыне и был разочарован, что мама в очередной раз родила девочку. Я не чувствовала особой ласки в семье ни от родителей, ни о сестёр, при этом от меня всегда что-то требовали: заняться уборкой, готовкой, понянчиться с племянниками.
Девушка взяла стакан воды и сделала глоток.
— Потом мы переехали в Россию, и начался кошмар. Я ходила в школу в Екатеринбурге, и все меня гнобили за внешность. Я была единственной азиаткой ещё и с нерусскими именем и фамилией. Как меня только не обзывали! В коридорах толкали, дёргали за волосы, отбирали рюкзак. А я и ответить ничего не могла: русский совсем не знала. Мне пришлось учить язык с нуля.
— Как долго длился буллинг? — поинтересовалась я.
— Думаю, до класса девятого, — ответила Сабира. — Пару раз рассказывала об этом родителям, но они просто отмахивались, мол не обращай внимания. Они такие люди: им, главное, чтобы я была сыта, здорова, и всё по дому делала. А меня всегда задевала ситуация в школе! Кстати, впоследствии я и операцию на глазах решила сделать, потому что не могла забыть, как меняпостоянно обзывали. Накопила денег и обратилась к хирургу, чтобы выглядеть более по-европейски.
Пациентка действительно имела большие глаза, что было сложно определить, откуда она родом.
— Что произошло после того, как ты окончила девятый класс? — спросила я у Сабиры.
— Мы вернулись в Кыргызстан. Родители насильно попытались выдать меня замуж, но всё сорвалось. Я самостоятельно уехала учиться в Москвуи с тех пор здесь. Сначала было очень сложно. Комплексы по поводу внешности, воспоминания о травле в школе, давление со стороны родителей... Стало полегче, когда после окончания университета я нашла хорошую работу, но, если честно, не чувствую себя взрослой и самостоятельной. Денег тоже не ощущаю.
— Почему?
— Почти всё заработанное я отправляю родителям. Они просят, да и я чувствую себя должной, они ведь меня воспитали и всё дали. Папа с мамойвсегда говорили, что дети должны помогать родителям. Ещё у меня сильное чувство вины перед ними, когда они звонят, а я не хочу брать трубку. Звонят часто, но не могу же я их игнорировать! Всегда отвечаю, обещаю перезвонить... Но так хочется жить своей жизнью здесь, не быть привязанной к семье и наконец отпустить прошлое.
Также выяснилось, что, помимо жалоб на сниженное настроение и бессонницу, у пациентки наблюдались другие симптомы депрессии: быласнижена способность получать удовольствие и имелась выраженная усталость даже после минимальных усилий.
Для начала мы с Сабирой выяснили качества взрослого человека. Пациентка назвала черты, которые должны быть, и выявили, каких не хватает ей как взрослому человеку. Мы пришли к выводу, что девушке надо действовать по-другому. Если раньше она срывалась, чтобы ответить на каждый звонок родителей, после терапии перестала это делать и вместо этого в конце дня отправляла сообщение, что пропустила звонок. Когда начинался неприятный разговор о деньгах, Сабира научилась переводить тему и спрашивала, к примеру, о погоде или бабушке, или говорила, что перезвонит, так как пришёл курьер. С помощью таких методов она отучила родителей быть постоянно на связи и поднимать тему денег.
Сабира собиралась жить в Москве, а не в Киргизии. Я сказала, что, если она хочет остаться здесь, ей необходимо менять менталитет. Чтобы всё сложилось в Москве, девушка должна была приспособиться к местным реалиям, перестать комплексовать и построить личные границы. По опыту своих пациентов знаю, что у людей, переехавших из мусульманских стран сюда, часто ничего не ладится, потому что они не сумели адаптироваться. Представьте, африканец попробует выжить без тёплой одежды в Москве — он просто замёрзнет и умрёт! Всё дело в мышлении, и его нужно менять.
Также мы с Сабирой обсудили ситуацию с буллингом и провели психотерапию, чтобы неприятные воспоминания не мешали её жить. В целом мы проделали работу относительно любви и уважении к себе. С помощью короткого курса препаратов и полного курса психотерапии девушкапоправилась и начала новую главу в жизни. Онавыстроила личные границы с родителями, начала отказывать им в деньгах и тратить заработанное на себя, отчего стала счастливее. По итогу Сабиранаконец избавилась от комплексов, поняла, что живёт и работает в удовольствие, и позже открыла собственный мини-бизнес.