Этот завод был основан военным инженером и предпринимателем Амандом Егоровичем Струве недалеко от Коломны, на левом берегу Оки, во время строительства железной дороги «Москва – Рязань». Изначально на нем изготавливались конструкции для мостового перехода через водную преграду.
По сути, это были временные мастерские, которые быстро выросли в целый завод, где продолжали выпускать продукцию для нужд отечественных мостостроителей. Со временем Струве совместно со своим братом Густавом Егоровичем решают модернизировать предприятие и наладить также производство товарных платформ и вагонов различного типа.
Журнал «Всемирная иллюстрация» (апрель 1870 года, №69. — С. 303):
«Господин Струве устроил небольшую мастерскую, в которой впервые начал производство в России железных частей мостов, доселе исключительно выписывавшихся из-за границы за дорогую цену. Немало труда и материальных пожертвований стоил этот первый шаг на самостоятельном строительном поприще... Мастерские эти приняли более обширные размеры и в них начато сооружение железно-дорожных вагонов».
Первый паровоз
В 1869 году «Завод инженеров братьев Струве» собрал свой первый паровоз. В следующие четыре года в его цехах построили еще около 100 локомотивов. К этому времени на предприятии, ставшем одним из крупнейших в стране, трудилось порядка 2 тыс. человек.
В 1870-м, переименованный в «Коломенский машиностроительный», завод получает право наносить на свои изделия государственный герб, что подчеркивало высокое качество продукции. Тогда же было налажено и производство пароходов, а в следующее десятилетие — сельскохозяйственных машин и различных орудий труда. Продукция регулярно выставлялась на всемирных выставках и удостаивалась почетных наград.
Журнал «Железнодорожное дело» (1890 год — С. 193-194):
«В марте месяце сего года стали поступать на Владикавказскую ж. д. паровозы Компоунд с Коломенского машиностроительного завода... Что касается заводской работы, то надо отдать полную справедливость Коломенскому заводу, построившему паровозы весьма хорошо. Весь движущий механизм, отличаясь солидностью размеров, имеет замечательно легкий вид; отполирован и сделан весьма тщательно и так соблюдены размеры, что часть, снятая с одного паровоза, может быть поставлена без подправок на другой. Мелкие части отличаются также тщательною отделкою — даже грани гаек остроганы».
Первые в своем роде
С годами ассортимент завода только увеличивался. В начале 20 столетия, когда его территория составляла уже 60 Га, а численность сотрудников — почти 8 тыс. человек, наладили производство ледоколов, торфяных прессов, снегоочистителей, трамвайных вагонов, дизелей и другой продукции.
Именно здесь собрали первый в мире буксирный теплоход, спущенный на воду в 1907 году; а в 1911-м — пассажирский речной винтовой теплоход, аналогов которому тогда не было. В 1916-м выпустили 5000-й паровоз.
Во время гражданской войны предприятие пришло в упадок, однако в 1920-х оно быстро восстановилось и продолжило поставлять продукцию на отечественный рынок (включая трактора), удостаиваясь наград уже от советской власти. Завод был национализирован. В 1930-е началось производство тепловозов и электровозов. Был выпущен товарный паровоз серии ФД — в то время самый мощный в Европе — 3000 л.с.
От паровозов к тепловозам
В годы Великой Отечественной войны предприятие, часть которого эвакуировали в Киров, работало на нужды фронта, выпуская и ремонтируя военную технику. В середине 1950-х завод по решению властей прекращает выпуск паровозов, делая акцент на тепловозах. В частности, в апреле 1960 года был выпущен спроектированный местными специалистами ТЭП60-0001 — первый отечественный скоростной локомотив. А через тринадцать лет — ТЭП70 — магистральный шестиосный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока мощностью 4000 л.с.
Газета «Пионерская правда» (7 сентября 1956 года, №72(3991) — С. 2):
«Недавно из ворот Коломенского паровозостроительного завода вышел очередной паровоз. На тендере его написано: «10420. Последний паровоз постройки Коломенского завода». — Почему последний? — спросите вы. — Разве завод закрывается? Не волнуйтесь, ребята, завод не закрывается. А вот паровоз — действительно последний. Теперь коломенцы будут выпускать новые мощные локомотивы — магистральные тепловозы. Четыре первых тепловоза уже построены. Так что нет уже Коломенского паровозостроительного завода, а есть Коломенский тепловозостроительный».
В 1988 году появился восьмиосный ТЭП80 с более мощным дизелем — во время испытаний в начале 1990-х его удалось разогнать до 271 км/ч. После распада СССР в цехах предприятия построили и первый для России скоростной электровоз — ЭП200. В дальнейшем появился и ряд других интересных разработок, включая блочно-транспортабельные электростанции и газовые моторы.
Не останавливаться на достигнутом
В настоящее время основным направлением остается производство дизелей (Д300, Д500 и Д49) и локомотивов. С 2011 года налажен серийный выпуск ЭП2К — первого отечественного пассажирского электровоза постоянного тока мощностью 4800 кВт (на январь 2022 года построено 447 локомотивов). Продолжается производство тепловозов ТЭП70БС, ТЭП70У и грузового 2ТЭ70. Главным заказчиком Коломенского завода, входящего сегодня в состав «Трансмашхолдинга», является ОАО «РЖД».
В 2018 году стартовала модернизация и масштабное техперевооружение предприятия, в рамках которой реконструируются цеха, инжиниринговый центр; обновляется оборудование, внедряются новые энергосберегающие технологии. Все это делается для повышения качества продукции, расширения мощностей и снижения себестоимости производства. Общая стоимость проекта, рассчитанного до конца 2022 года, составляет 15,5 млрд руб.