Товарищеский суд
Эта смешная история произошла в одном из очень известных театров. Давали спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В сцене суда были заняты студенты студии театра. Студенты, как известно, люди творческие, с огоньком и смелыми идеями. Одному из них пришла в голову мысль загримироваться под Достоевского. А артист, играющий председателя суда, был человек смешливый. Случайно взглянув на сидящего на сцене в зале суда автора романа, он не мог сдержать улыбки. Вечером, собравшись в общежитии, студенты заговорщически что-то обсуждали, перебивали друг друга и смеялись.
Когда на следующем спектакле дело дошло до суда, на сцене находился весь цвет русской литературы. Сложа руки на груди, улыбкой сиял Пушкин, Лермонтов был грустен и невесел, Чехов усмехался в любимое пенсне. Толстой теребил роскошную бороду, а пролетарский писатель Горький, казалось, вот-вот встанет и произнесет гневную и пламенную речь. Но когда он увидел, что Достоевский укоризненно машет пальцем в известном жесте – как вам не ай-яй-яй, он не выдержал и, пробормотав что-то про забытые бумаги, выскочил за кулисы. Отсмеявшись, вернулся на подмости. И уже сам погрозил Достоевскому.
Встречи с артистами
В Советском Союзе артисты часто ездили по стране с творческими вечерами. Они рассказывали о себе, о съемках в фильмах, о веселых случаях, читали со сцены небольшие произведения, разыгрывали короткие отрывки из пьес. Народу на таких вечерах всегда было много – актеров любили и с нетерпением ждали встречи с ними.
Однажды известный артист на одной из таких встреч начал читать стихотворение Лермонтова «Тучки небесные». В нем есть строчки «Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнанья». Артист вошел в образ, читал с большим чувством, и вдруг… Вместо строчки поэта он произносит – вечно холодные, вечно голодные…
На минуту замер, но, самое смешное, никто ничего не заметил, и он продолжил читать. Главное – не теряться и не смущаться.
Не бойтесь! Свои!
М.А. Булгаков написал несколько пьес, которые пользовались большой популярностью. Это были «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и другие. Как известно, пьесу «Дни Турбиных» любил сам Сталин и даже несколько раз присутствовал на спектаклях. С этим произведением связаны и забавные, и грустные истории.
Накал страстей на спектаклях был такой, что среди зрителей случались истерики и обмороки – многие помнили тяжелое время гражданской войны, страшную обстановку в Киеве, петлюровские банды. Иногда приходилось вызывать кареты скорой помощи. Но были и забавные моменты.
Третье действие. Город захвачен бандитами. Что происходит – непонятно и страшно – пожары, грабежи, убийства. На сцене Елена и Лариосик. И вдруг раздается стук в дверь. Оба медлят, не решаются открывать, переглядываются… И вдруг кто-то из зрителей подбадривает актеров: «Да не бойтесь, открывайте, там свои!» Это было и смешно, и трогательно. Как близко к сердцу принимали зрители все, что происходило на сцене, как эмоционально реагировали на события пьесы!
Боже, Царя храни!
На одном из спектаклей известный публицист стал свидетелем такой сцены. В одном из эпизодов спектакля белогвардейцы поют гимн «Боже, Царя храни!». Так как до этого они хорошо выпили, то начинали петь нестройно, разобщенно, но постепенно голоса звучали все сильнее. И вот уже артисты встают, поют торжественно и мощно.
С залом начинает происходить что-то непонятное и очень странное: люди тоже начинают вставать, на глазах появляются слезы. А ведь в зале сидели рабочие, коммунисты, профсоюзные деятели – люди очень далекие от идей монархического строя. Да и неприятности запросто могли случиться после такого инцидента. Многие искренне не понимали, что с ними происходило – массовое внушение? странное парение духа? всколыхнулась историческая память – ведь прошло всего девять лет после революции?
Вот такие мистические истории случались во МХАТе.
Источники: Воспоминания Л.Е. Белозерской-Булгаковой
И.Л. Солоневич. Загадка и разгадка России
#актерские байки #литература #театр #булгаков #мхат