Найти тему
Исследование Писания

КНИГА ЛЕВИТ (ч.1): ВСТУПЛЕНИЕ

«Левит» — третья и главная книга Моисея. Её тема, святость, представляет первостепенную важность для истории, рассказанной в этих пяти книгах.

«Бытие» повествует о том, как человек, Божье доброе творение, согрешил и отпал от Бога. В ней также рассказывается о том, как Бог начал осуществлять Свой план по возвращению человека к Себе через род Авраама. «Исход» свидетельствует о том, как род Авраама превратился в израильский народ. В ней описывается, как Бог объявил этот народ Своим народом и освободил его из рабства. Он повёл их к горе Синай и заключил с ними завет, требуя от них жить в святости. Он дал им Закон и повелел построить скинию в качестве места их поклонения. В «Числах» подробно излагается, как Бог заботился об этом народе, несмотря на их грехи, и как после сорока лет блуждания по пустыне Бог привёл их к границе земли обетованной. «Второзаконие» содержит наставления для этого народа, данные непосредственно перед тем, как им войти в землю обетованную, и призывающие соблюдать данный Богом Закон и быть святыми.

Книгу «Левит», помещённую в середине этой истории, можно рассматривать как описание народа израильского, каким бы его хотел видеть Бог. Когда Бог заключил завет со Своим народом, Он сказал, что они будут для Него «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Что значило быть «народом святым»? Все законы в книгах от «Исхода» до «Второзакония» помогают ответить на этот вопрос, но, как представляется, постановления в книге Левит специально предназначены для того, чтобы прояснить, что Бог имел в виду, когда призвал Израиль быть святым. В Лев. 11:45 содержатся эти незабываемые слова: «Ибо Я Господь, выведший вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят».

Содержание Пятикнижия можно кратко передать следующим образом:

Бытие: Появляется необходимость в спасении. Спасение начинается с рода Авраама.

Исход: Род Авраама превращается в народ израильский. Бог заключает завет с народом израильским.

Левит: Бог требует от Израиля быть народом святым.

Числа: Израиль не живёт по Божьим требованиям. Бог по Своей милости приводит Израиль в землю обетованную.

Второзаконие: Израиль призывается в будущем соблюдать все Божьи законы, чтобы быть народом святым.

НАЗВАНИЕ

«Левит» — третья книга Пятикнижия. В еврейской Библии они известны как Тора, что значит «Закон» или «Предписание».

На еврейском языке книга «Левит» названа по первому слову текста: Вайикра, что значит «И воззвал». Название «Левит» взято из Септуагинты, или LXX, (древней греческой версии еврейской Библии, переведённой около 250 г. до н.э.). Оно означает «то, что относится к левитам».

Левиты были коленом священников. Они были избраны служить в этой должности после того, как израильтяне согрешили, поклонившись золотому тельцу. Так как левиты выступили на стороне Моисея и наказали тех, кто поклонялся идолу, они были посвящены Господу и благословлены Им (Исх. 32:26–29). Их основной обязанностью было осуществлять уход за скинией (а позднее за храмом) и помогать в проведении богослужений. Так как левиты всецело заботились о Божьем доме и Божьем народе, то Бог постановил, чтобы другие колена заботились о них. Люди должны были содержать их, принося десятины и жертвы. Колено Левия не называлось среди двенадцати колени Израиля. После завоевания Израилем Ханаана левиты, вместо того чтобы получить участок земли, как другие колена, получили сорок восемь городов, разбросанных по всему Израилю.

Книга «Левит» в большой степени состоит из законов. Её назначением было раскрыть Израилю в пустыне и на протяжении всей его истории, чего Бог требовал от Своего народа, чтобы ему быть святым, так как Он свят.

АВТОР

Автор в книге Левита не назван, сказано лишь, что законы, содержащиеся в ней, были даны Моисею Богом с тем, чтобы он передал их израильтянам. Она начинается, например, такими словами: «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: “Объяви сынам Израилевым и скажи им…”» (1:1, 2; см. 4:1; 5:14; 6:1, 8, 19, 24; 7:22, 28, 38). Неразрывность повествования с тем, что предшествует ему в книге «Исход» и что следует далее в книге «Числа», указывает на то, что она является неотъемлемой частью Пятикнижия.

Традиционно считается, что автор всего Пятикнижия — Моисей. Хотя ни одна из книг Пятикнижия не приписывает авторство Моисею, несколько отрывков указывает на то, что он записал события и законы (Исх. 17:14; 24:4; 34:27; Чис. 33:1, 2; Втор. 31:9, 19, 22). В других местах Ветхого Завета авторство книг Закона приписывается Моисею (Иис. Н. 1:7, 8; 8:31, 32; 3 Цар. 2:3; 4 Цар. 14:6; 21:8; Езд. 6:18; Неем. 13:1; Дан. 9:11–13; Мал. 4:4). В новозаветные времена Иисус, апостолы и евангелисты придерживались той точки зрения, что автором Закона был Моисей (Мф. 19:8; Мк. 12:26; Ин. 1:45; 5:46, 47; Деян. 3:22; 28:23; Рим. 10:5). Еврейские писания свидетельствуют, что и в постбиблейские времена евреи продолжали считать Моисея автором Пятикнижия.

Альтернативная точка зрения, выдвинутая либеральными теологами, состоит в том, что Пятикнижие не было написано Моисеем, а в течение веков компилировалось неизвестными редакторами (составителями текстов) из множества письменных источников, которые, в свою очередь, были основаны на устных традициях. Классическое изложение этой точки зрения, известное как «документарная гипотеза», было представлено Юлиусом Велльгаузеном во второй половине XIX века. Он утверждал, что текст Пятикнижия приобрёл современную форму в результате объединения четырёх документов: «J» («Яхвист»), «E» (Элогист»), «D» (Второзаконие»), и «P» («Жреческий кодекс»). Согласно этой гипотезе, хотя иудеи считали, что Закон был написан Моисеем, на самом деле морально-этические нормы иудейской системы ввели пророки. Основу книги «Левит», утверждает Велльгаузен, составляет документ «P» (Жреческий кодекс), который появился в период изгнания или после изгнания, приблизительно в VI или V веке до н.э., возможно около 450 г. до н.э. Документ «P» включает в себя «Кодекс святости» (Левит 17—26) — раздел, имеющий другое происхождение.

Один из доводов в пользу документарной гипотезы состоит в том, что законодательство Жреческого кодекса представляет собой позднюю стадию развития религии Израиля, имевшую место после пленения; исключено, чтобы законы такого рода могли быть разработаны до V века до н.э. Глисон Арчер мл. опроверг это утверждение, указав на многочисленные сходства между «Жреческим кодексом» (а также и другими частями Пятикнижия) и другими законами древнего Ближнего Востока, которые по любой хронологии датируются временем до эпохи Моисея.

Хотя документарная гипотеза принята большинством, изучающим Библию не следует считать само собой разумеющимся, что она правильна. Принимающие эту точку зрения сталкиваются с несколькими проблемами.

Во-первых, для этой гипотезы недостаточно данных. После тщательного изучения выдвигаемые обоснования убедительны только для тех, кто прежде принял определённые допущения либеральных теологов, главное из которых есть убеждение, что чудеса не могли происходить в истории.

Во-вторых, документарная гипотеза основывается на представлении об эволюционном развитии израильской религии, ложность которого была доказана.

В-третьих, имеющиеся свидетельства указывают на то, что книги Пятикнижия были написаны раньше, чем предполагаемые тексты документарной гипотезы. Эта хронология даёт дополнительное основание принять тот факт, что Пятикнижие было написано Моисеем.

Учитывая библейские свидетельства, устойчивую традицию признавать авторство за Моисеем и слабость документарной гипотезы, нет серьёзных причин сомневаться в том, что автором первых пяти книг Ветхого Завета, включая «Левит», был Моисей. Христианин, признающий богодухновенность Писания, не может не признать тот библейский факт, что Бог дал Закон Израилю через Моисея.

ДАТА

Дата книги зависит от того, кого считать автором. Согласно тем, кто поддерживает документарную гипотезу, «Левит» был написан около 500–400 г. до н.э. Если автором был сам Моисей, то отсюда со всей ясностью следует, что книга датируется временем, когда он жил. Тогда «Левит» следует датировать приблизительно временем исхода, а исход консервативные учёные обычно датируют 1445 г. до н.э. (Некоторые учёные, иначе толкующие библейские и археологические свидетельства, датируют исход 1290 годом до н.э., а вход в Ханаан — приблизительно 1250 годом до н.э.).

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

«Левит» состоит, главным образом, из законов, данных Богом через Моисея на горе Синай в тот год, который Израиль провёл там. Повествование о передаче этих законов в книге «Левит» следует за историей о строительстве и посвящении скинии в книге «Исход» и предшествует рассказу об уходе израильтян от горы Синай в книге «Числа». Народ покинул Синай, чтобы войти в землю ханаанскую.

Книга содержит два исторических раздела. Первый, который находится в Лев. 8—10, повествует о посвящении священников, а также о неповиновении Надава и Авиуда, двух сыновей Аарона, и о последующем их наказании. Второй, который находится в Лев. 24:10–23, рассказывает о том, что случилось с богохульником, который появился на свет в результате смешанного брака.

ЦЕЛЬ, АКЦЕНТ И СОДЕРЖАНИЕ

Цель книги «Левит» — побуждать к святости, чтобы Израиль мог быть воистину «народом святым». Поэтому акцент всей книги «Левит» — на святости. Эта тема выражена в 11:44, 45, где Бог повторяет: «Будьте святы, потому что Я свят».

Содержание книги во многом связано с этой темой:

Божья святость требует покорности Его воле. Неповиновение Ему в полной мере может иметь катастрофические последствия, как в случае с Надавом и Авиудом. Так как Бог абсолютно свят, Его имя нельзя хулить, как выяснил богохульник в главе 24.

Поддержание Израилем святости требовало от народа тщательного соблюдения ритуалов Закона. Эти ритуалы включали в себя жертвоприношения, предписанные Законом, и соблюдение его праздников и суббот. Книга «Левит» более подробно разбирает систему жертвоприношений, предписываемых Законом, и его систему праздничных дней и периодов празднования, чем какая-либо другая книга в Библии.

Священники играли важную роль в обеспечении святости народа. Хотя в книге указывается, что лишь некоторые законы, данные Моисею, надлежало передать священникам, они знали все уставы, содержащиеся в книге «Левит». Они также должны были излагать эти законы народу, после чего они были обязаны следить за их соблюдением. Из-за этой обязанности священников обеспечивать соблюдение Божьих законов во время жертвоприношений книгу «Левит» называют «Справочником священников».

Народ Израиля призывался жить в святости. Хотя «Левит» сосредоточен главным образом на религиозных ритуалах, в книге также содержатся моральные и этические законы, которые обязан был соблюдать каждый израильтянин. Например, недостаточно было израильтянину приносить жертвы и соблюдать праздники; от него также требовалось любить ближнего своего, как самого себя, и поступать с ним соответственно (19:18).

ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ХРИСТИАН

То, что «Левит» имеет огромное значение для христиан, подтверждается тем, что в Новом Завете эту книгу цитируют или открыто на неё ссылаются около тридцати раз. Несмотря на это, мы можем быть склонны думать, что книга, в которой так подробно разбираются ветхозаветные ритуалы, представляет для нас незначительную ценность или вовсе не представляет никакой ценности. Однако книга «Левит» во многом полезна для христиан.

Во-первых, акцент на «святости» непосредственно применим к христианам. Нам сказано: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: “Будьте святы, потому что Я свят”» (1 Пет. 1:15, 16).

Во-вторых, принесение в жертву животных, описываемое в книге «Левит», является прообразом однажды и навсегда принесённой жертвы Иисуса Христа, «Агнца Божьего, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29; см. Евр. 9:7–15). Узнавая больше об этих кровавых жертвах, христиане могут лучше оценить жертву Христа. Необходимость пролития крови в Божьем плане очищения для ветхозаветной системы помогает объяснить необходимость пролития крови Христа для нашего искупления (17:11; см. Еф. 1:7; Евр. 9:22).

В-третьих, требование Бога к Израилю приносить жертвы, было предзнаменованием Его требования к христианам сегодня приносить духовные жертвы. Например, мы приносим наши тела в жертву живую, когда служим Богу и творим добрые дела (Рим. 12:1, 2). Мы приносим «Богу жертву хвалы, то есть плод уст» наших (Евр. 13:15). Наша финансовая поддержка проповеди евангелия — «как благовонное курение, жертва приятная, благоугодная Богу (Фил. 4:18).

В-четвёртых, акцент книги на ритуалах заставляет христиан снова задуматься о своём отношении к религиозным ритуалам. Мы можем быть склонны умалять значение ритуала или считать, что это «просто ритуал» или что это «пустые ритуалы». Книга Левит должна побудить нас переосмыслить ритуал, правильное соблюдение которого включает в себя искреннее благочестие и прочувствованное участие тех, кто его соблюдает.

В-пятых, этические учения и нравственные законы, содержащиеся в книге, поучительны для христиан. Это правда, что ветхий закон был упразднён (Гал. 3:24, 25; Кол. 2:14; Евр. 7:12). Тем не менее, его нравственные принципы не сильно отличаются, если вообще отличаются, от этических и нравственных норм нового соглашения. Сам Иисус сказал, что Закон стоит на двух великих заповедях: любить Бога и любить ближнего (Мф. 22:37–40; Мк. 12:29–31). В Гал. 5:14 сказано: «Ибо весь закон в одном слове заключается: “Люби ближнего твоего, как самого себя”».

Принципы, которые лежат в основе конкретных уставов, находящихся в Лев. 19, например, могут и должны быть применимы к жизни христианина сегодня, ибо они показывают, что означает «любить ближнего твоего, как самого себя» (19:18).

Книга «Левит» должна напомнить нам, христианам, что мы становимся святыми, когда спасаемся жертвой Христа. Как в ветхозаветной системе жертвоприношений кровь была важна, так и мы спасаемся кровью — кровью Христа. А после мы должны пребывать в святости. По Божьей благодати и благодаря нашему постоянному очищению кровью Христа, мы остаёмся святыми, если стараемся быть отделёнными от мира тем, что повинуемся закону Божьему.

Церковь Христа