Современный парк воздушных машин ВВС США содержит два десятка бомбардировщиков «B-2A». Все 20 самолётов способны нести ядерное оружие. Кроме этого имеется в наличии 87 бомбардировщиков «B-52 H». Из этой армады 46 единиц также предназначены под ядерное вооружение. Есть ещё в арсенале стратегический бомбардировщик «B-1», но под атомное оружие эта машина не рассчитана. В общей сложности 60 бомбардировщиков (18 «B-2A» и 42 «B-52 H») нацелены на выполнение задач в полном соответствии с планами ядерной войны США. Правда, количество реально действующих (на ходу) самолётов меньше указанного (на момент 2020 года рабочими считались 50 машин – 12 ед. «B-2A» и 38 ед. «B-52 H»).
Бомбардировочные эскадрильи американских ВВС
Американские стратегические бомбардировщики организованы девятью бомбардировочными эскадрильями в составе пяти так называемых бомбардировочных «крыльев» трёх баз:
1. База ВВС Майнот (Северная Дакота).
2. База ВВС Барксдейл (Луизиана).
3. База ВВС Уайтмен (Миссури).
Теперь американцами заявлена новая программа внедрения стратегических бомбардировщиков «B-21». Исполнение программы неизбежно приведёт к увеличению числа баз самолётов стратегического назначения с ядерным оружием на борту.
Судя по техническим характеристикам, каждый американский самолёт-бомбардировщик класса «B-2» способен нести до 16 единиц атомных гравитационных бомб:
- «B61-7»,
- «B61-11»,
- «B83-1».
Каждый американский стратегический самолёт-бомбардировщик «B-52H» способен нести два десятка крылатых ракет воздушного базирования типа «AGM-86B». Но гравитационные бомбы под загрузку этого типа самолётов не предусматриваются. В общей сложности обеспечивается транспорт 850 единиц ядерного оружия, включая 528 крылатых ракет воздушного базирования.
Правда, на сегодня только 300 единиц оружия размещены непосредственно на базах. Под остальные 550 самолётов вооружения предположительно находятся на центральном складе большого подземного комплекса обслуживания и хранения боеприпасов (Киртланд, штат Нью-Мексико).
Сегодня Соединенные Штаты модернизируют силовой потенциал ядерных бомбардировщиков, возможности ядерного командования и управления на существующих самолётах. Активно ведётся разработка усовершенствованного ядерного вооружения (бомбы «B61-12» и противодействующая ракета большой дальности). Плюс к этому началась разработка нового тяжёлого самолёта-бомбардировщика «B-21 Raider».
Терминал стратегической сети лётных экипажей
Модернизация ядерных систем управления и контроля планирования и нанесения ядерных ударов, включает глобальный терминал стратегической сети лётных экипажей. Это «Global ASNT» - новейшая высотная, защищённая от электромагнитных импульсов сеть стационарных и мобильных терминалов управления и контроля. Сетью охватываются:
- командные пункты «крыла»,
- оперативные группы,
- эскадрильи поддержки боеприпасов,
- мобильные группы поддержки.
В общем, имеет место крайне живучая наземная связь отправления приказов на запуск экипажам стратегических бомбардировщиков, заправщиков, разведывательных самолётов. Первые комплекты сети «Global ASNT» (Global Aircrew Strategic Network Terminals) планировалось поставить весной 2020 года. Однако информация относительно старта поставок отсутствует.
Другим обновлением системы управления отмечается программа, получившая название «Family of Advanced Beyond Line-of-Sight Terminals» (FAB-T). Фактически речь идёт о замене существующих терминалов, предназначенных для организации связи со спутниковой группировкой «MILSTAR». Эти новые сверхвысокочастотные терминалы предназначены для связи с несколькими группировками спутников, включая спутники «Advanced Extremely High Frequency».
Как отмечается, система «FAB-T» обеспечит защищенную связь с высокой скоростью передачи данных для ядерных и обычных вооружённых сил. Более того, здесь организуется так называемая «Президентская национальная голосовая конференция». Система «FAB-T» предоставит ВВС США новую, высокозащищённую, современную возможность. Министерство обороны сможет включать стратегические платформы и воздушные/наземные командные пункты непосредственно через:
- спутниковую группировку «MILSTAR»,
- спутники «Advanced Extremely High Frequency»,
- спутники «Enhanced Polar System» (EPS).
Терминалы системы «FAB-T» также предполагают поддержку критически важных функций управления и контроля группировок спутников «MILSTAR», «Advanced Extremely High Frequency», «EPS».
Американские тяжёлые бомбардировщики модернизация
Тяжёлые самолёты-бомбардировщики США также модернизируются улучшенным атомным оружием. В частности, упоминается разработка первой управляемой ядерной гравитационной бомбы «B61-12». Новая атомная бомба предназначена для замены всех существующих на вооружении ВВС США гравитационных бомб.
Новинка отличается модифицированной версией боеголовки, применяемой в конструкции гравитационной бомбы «B61-4». Первые испытания комплексного сброса новинки «B61-12» американцы уже провели. Носителем выступил самолёт-бомбардировщик «B-2» в сопровождении нескольких тактических истребителей.
Американцы планируют изготовить 480 ядерных гравитационных бомб «B61-12», в том числе для новых машин «B-21 Raider». Каждая такая «бомбочка» обладает способностью проникать сквозь землю. Затраты на производство составят $10 млрд. Изначально запуск первой производственной установки таких бомб намечали на весну 2020 года.
Однако несколько ранее появились сведения о задержке ввода производственной линии боеголовки «B61-12», а также модернизированной боеголовки «W88» для БРПЛ «Trident II». Причинами стали сомнения американцев относительно долговечности комплектующих. После этого запуск перенесли на 2021 год. С тех пор никаких известий.
Ядерная крылатая ракета воздушного базирования
Между тем, американские ВВС надеются на следующую разработку - новую ядерную крылатую ракету воздушного базирования большой дальности «LRSO» (Long-Range StandOff). Новинка заменит крылатую ракету воздушного базирования «AGM-86B», правда, не ранее 2030 года. Здесь отмечается оснащение боеголовкой «W80-4» вместо «W80-1», что используется в комплекте с теперешней крылатой ракетой воздушного базирования.
Ранее при рассмотрении проекта американцами рассматривались три возможных варианта двигателя «LRSO»:
1. Производный дозвуковой двигатель.
2. Усовершенствованный дозвуковой двигатель.
3. Сверхзвуковой двигатель.
В конечном итоге ВВС США заключили с компанией «Boeing» контракт на $250 млн. с целью дополнения будущими возможностями «LRSO» бомбардировщиков «B-52 H» к началу 2025 года. Стоимость ракеты на разработку и производство составит не менее $4,6 млрд., плюс ещё 10 млрд. на боеголовку.
Как сообщалось в рамках презентации, на вооружение ВВС США поступит совершенно новая ракета, обладающая значительно улучшенными военными возможностями по сравнению с нынешней версией. Обещается большая дальность хода, увеличенная точность, повышенная скрытность обнаружения. Между тем, производство такой новинки прямо нарушает обещания администрации Белого дома 2010 года:
«…Соединённые Штаты не планируют наращивания возможностей ядерного оружия в будущем…».
Правда, уже спустя восемь лет (2018 год) отмеченные на бумаге ограничения успешно переписали. Как утверждают теперь, новая ядерная крылатая ракета «LRSO» необходима Америке для того, чтобы самолёты-бомбардировщики поражали цели, находящиеся далеко за пределами досягаемости современных и будущих систем ПВО потенциальных противников. Также этот вид оружия требуется США, чтобы предоставить лидерам страны обеспечивать гибкие варианты ударов в ограниченных региональных сценариях.
В отличие от существующих крылатых ракет воздушного базирования, рассчитанных только под бомбардировщики «B-52 H», новая ракета большой дальности предполагает интеграцию как в состав «B-52H», так и в состав новых самолётов-бомбардировщиков «B-21». Производство боеголовок запланировано на период 2025-2031 годы. Командованием ВВС США планируется закупить 1000 таких ракет. Правда, боеголовок хватит только на половину этого количества.
Не получившие боеголовки ракеты планируется использовать в качестве запасных и для испытаний в течение всего 30-летнего срока службы этого вооружения. Более того, несколько сотен существующих крылатых ракет воздушного базирования американцы переоборудуют в обычные ракеты «AGM-86 C/D». Ранее командование ВВС США отмечало, что имеет намерения разработать обычную версию «LRSO».
Тяжёлый бомбардировщик нового поколения «B-21 Raider»
Разработка тяжёлого самолёта-бомбардировщика нового поколения «B-21 Raider», как отмечается американцами, успешно продолжается специалистами фирмы «Northrop Grumman». Действительно, сейчас продолжается производство первой воздушной машины в качестве тестового варианта. Первый тестовый полёт нового бомбардировщика «B-21» намечен на 2022 год. На вооружение машину американцы предполагают начать поставлять не ранее 2025 года. Главная цель - постепенная замена бомбардировщиков «B-1B» и «B-2» в период 2030-2040 годов. Рассчитывается закупка 145 новых бомбардировщиков, стоимостью $550 млн. каждый. Тем самым, общая численность бомбардировщиков увеличится от 175 до 220 единиц.
По материалам: TandFonLine