Понятное дело, что при общей патриархальности средневекового общества у женщин возможностей подобного рода было не особо много — ну, кроме совсем очевидного вопроса женских монастырей, которые не только свои нужды удовлетворяли, но и запросто могли обладать товарными излишками. Тем не менее возможности эти существовали.
Тему не так уж сложно изучать, потому что где коммерция — там налоги, а вот их-то описывали весьма подробно и в Высокое Средневековье (обстояло бы так же с армиями до обилия ордонансов: увы, поступающие в казну деньги считали куда внимательнее солдат, особенно не оплаченных из казны же).
Скажем, если взять налоговые документы по Парижу на 1292 год, мы обнаружим, что из 120 ремесленных цехов там большая часть — смешанные, но они нам не так интересны, поскольку тут уже речь о сотрудницах, а не управлении. Однако 6 цехов были чисто женскими. В средневековом Париже среди облагавшихся налогами насчитывали до 15% женщин — эта цифра включает и ремесленниц, и мелких торговок, и вдов купцов, которые взяли на себя управление делами мужа. С чем-то серьёзнее мелких лавок и разносной торговли обычно выходило так. Зачастую и с ремесленной деятельностью тоже, а равно с содержанием каких-нибудь таверн и постоялых дворов.
По роду деятельности речь идёт в основном, конечно, о производстве тканей, одежды и продуктов питания. Хотя есть другие варианты. Не раз упоминавшийся в паблике парижский цех банщиков в качестве владельцев бань рассматривал и женщин, скажем. Встречаются даже варианты с управлением пивоваренным бизнесом — по крайней мере в Англии. Вообще женщины попадались даже среди кузнецов (прямо как в "Истории рыцаря"), но это уже откровенная экзотика по очевидным причинам.
Кроме того, ремёслами многие женщины занимались вне цехов — если попасть туда было нельзя. Встречалась и медицинская практика, хотя она зачастую была неофициальной.
Отдельно надо отметить, вестимо, проституцию — где речь не только о самом персонале, но и об управляющих бизнесом. Как уже не раз здесь отмечалось, в средневековой Европе она по большей части была легальна и в общем-то не осуждалась (вплоть до награждения "ударниц труда" в некоторых немецких городах наравне с прочими профессиями).
Короче говоря, вариантов хватало. Даже совсем "не женских" вроде бы, если так сложились обстоятельства. А на крайний случай — и несколько вне правового поля.
Однако представлять всё это торжеством равноправия не нужно. Вопрос той или иной коммерческой деятельности женщин был весьма проблематичен — ясное дело, мужчинам конкуренция не нравилась. Тема стала особенно сложной во второй половине XIV века, после Чёрной смерти. С одной стороны, она раскрыла "окно возможностей" для всех — очень сильно проредив население, включая квалифицированных мастеров и управленцев. С другой, как я отмечал в статье о последствиях пандемии на "Ноже" — это привело и к сопротивлению со стороны властей. Которые пытались ограничить что рост цен, что доступ в бизнес женщин (а равно деревенских). Уж тем более — на руководящие позиции, интересующие нас в рамках вопроса.
Успех сопротивления, правда, был сомнительным: законы рынка работают вне зависимости от желания или нежелания властей (и не только в Средние века: все мы знаем историю с частным предпринимательством в СССР, скажем). Если есть спрос, то предложение появится абсолютно неизбежно. А если мужчин для его организации не хватает — будут и женщины, кто бы что об этом ни думал.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!