Обзор романа
Опубликованный в 1922 году роман Кафки "Замок" представляет собой очень важное и таинственное по своей сути творение писателя 20 века. Здесь прозаик раскрыл значимый теологический вопрос духовного пути и стремления человека к Бога.
Он сочетает в себе признаки литературного модернизма и экзистенциализма. Произведение принадлежит к фэнтези по жанровой направленности. Можно смело сказать, что реальность в нем практически отсутствует. Место действия повествования ограничено селом и Замком, стоящим выше всего окружающего.
Образ главного героя
По композиции этот роман похож на "Америку", а по своему духу - на "Процесс". Главный герой произведения по имени К. отправляется в село через глубокий снег. Деревня находится под руководством графа Вествеста или же незаметно разросшихся канцелярий местного муниципалитета. Граф - легендарная фигура, ведь его никто и никогда не видел и не слышал, ничего не знают о нем. Цель главного персонажа - проникнуть в Замок, резиденцию Вествеста и получить от него право проживания в селе, пустить здесь свои корни, обзавестись домом, детьми и семьей, карьерой.
К. прибыл в совершенно чуждый для него мир. По сравнению с Карлом его не вырвали насильно из прежней жизни. Он принадлежит к породе "извечных аутсайдеров, архиэмигрантов", и даже его работа землемера - лживая, словно фиговый листок на дрожащем голом теле. К. желает буквально срастись с бытом местной Деревни, во всем подчиненной Замку. Его действия вполне разумны. Герой прекрасно знает, с кем имеет дело. Замок здесь - враг, чересчур злой, беспрекословный и жестокий.
К. пришел ради противостояния, но не с кем-то, как в "Процессе", а за что-то, за личное право жизни в этом мире. Подобное стремление подчиняется привкусу капитуляции как со стороны персонажа, так и со стороны самого автора. Кафка в дневнике 28 сентября 1917 года писал: "Когда я проверяю себя своей конечной целью, то оказывается, что я, в сущности, стремлюсь не к тому, чтобы стать хорошим человеком и суметь держать ответ перед каким-то высшим судом, - совсем напротив, я стремлюсь обозреть все сообщество людей и животных, познать его главные пристрастия, желания, нравственные идеалы, свести их к простым нормам жизни и в соответствии с ними самому как можно скорее стать таким, чтобы быть непременно приятным..."
Смысл произведения
Ни землемеру ни автору не дано было добиться желаемого. Известный литературный критик Брод говорил: "Заключительную главу Кафка не написал. Но однажды - в ответ на мой вопрос, как должен кончаться роман, - рассказал следующее. Мнимый землемер получает по крайней мере частичное удовлетворение. Он не прекращает своей борьбы, однако умирает от истощения сил. У его смертного одра собирается община, и приходит решение Замка, гласящее, что, хотя от К. и не поступило соответствующее ходатайство, ему, с учетом некоторых побочных обстоятельств, разрешается жить и работать в Деревне".
Это все равно пародия на "Америку". Главный герой совсем не приближался к Замку и воевал не ради героической смертельной победы, а ради жизни здесь. Кто же виноват в итоговом поражении? Конечно же, сам персонаж! Благодаря невероятным усилиям у него получилось добиться прав на встречу с начальником канцелярии Кламмом. Увидев у дверей сельского отеля сани Кламма, К. решил дождаться его несмотря ни на что. Герой гулял по двору. Вдруг ему показалось, что "хотя он теперь свободнее, чем прежде, и может тут, в запретном для него месте, ждать, сколько ему угодно, да и завоевал он себе эту свободу, как никто не сумел бы завоевать, и теперь его не могли тронуть или прогнать, но в то же время он с такой силой ощущал, что не могло быть ничего бессмысленнее, ничего отчаяннее, чем эта свобода, это отчаяние, эта неуязвимость". И К. уходит...
В следующий раз в той же местной гостинице прямо посреди ночи главный персонаж случайно оказался в комнате чиновника Бюргеля. Тот, находясь в постели, быстро и поверхностно пояснил ему, как необычно редка и велика вероятность на месте решить этот вопрос. К сожалению, К. уснул под его голос будто колыбельную слушал...
Если бы главный герой не ушел со двора, то чиновник так и не объявился бы. Бюргель смог уехать лишь после приема К. Нет фактов, что это был на самом деле Кламм, так как его даже в Замке никто не мог узнать при беседах с ним. Он всегда казался неопределенным, ускользающим и неуловимым, неописуемым.
Бюрократию Замка не застать внезапно и не поймать на месте преступления на слове. Она непобедимая система в своей податливости. В ней казалось бы, каждый занят исключительно своим делом и одновременно ни за что не отвечает, даже за личные слова и циркуляры.
Что касается мелкого чиновника Брюгеля, тоже нет никаких гарантий, настоящий ли он или все это розыгрыш писателя? Существуют дела, терпящие крах независимо ни от чего. Они могут быть по-разному истолкованы. Это касается отказа К. далее бороться за свои права нечистыми и греховными средствами.
В результате главный персонаж вместе с прозаиком идут по заколдованному кругу. Кафка боялся как рабства, так и полной свободы. Вот что он писал на эту тему в своем дневнике 21 декабря 1910 года: "Был у Баума... Такое ощущение, будто меня связали, и одновременно другое ощущение, будто если бы развязали меня, было бы еще хуже". Из такой демонической одновременности незыблемых противоречий нет выхода, даже незримого.
Малая проза автора тесно связана с его романами. Он создал также десятки новелл, эскизов и фрагментов.
Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал все любители классики! Кино, искусство, музыка и литература всегда на мой взгляд должны быть вне политики! Я продолжаю обожать комедии с участием любимых актеров: Аткинсона, Сендлера и других!