Найти тему

В гостях у чайного короля, сына водочного короля (Тверской бульвар, 18)

Сколько же удивительных историй таят в себе особняки центра столицы! Замечательно, что в некоторые из них можно попасть и своими глазами увидеть великолепные интерьеры - приметы той, давно ушедшей эпохи.

Прогуливаясь по Тверскому бульвару, нельзя не обратить внимание на красивое здание под номером 18: интересное творение в стиле модерн знаменитого архитектора Фёдора Шехтеля и, кстати, одна из самых известных его работ.

Это дом Петра Петровича Смирнова, построенный ещё в середине XVIII столетия и реконструированный Шехтелем в 1901- 1905 годах. Мы не просто посмотрим на него снаружи, а побываем внутри: пройдём по шести очень красивым залам, сохранившим (пусть и частично) атмосферу былой роскоши. Кстати, оказаться внутри этого особняка достаточно просто. Как это сделать? Все подробности в конце статьи.

Памятная табличка на стене дома 18.
Памятная табличка на стене дома 18.

Но сначала немного расскажу о владельце дома и объясню смысл названия этой статьи. Пётр Петрович Смирнов (1868-1910) - старший сын знаменитого "водочного короля" П.А. Смирнова, создателя всемирно известного бренда, учредителя и директора "Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова".

В молодости Пётр Петрович жил в Петербурге, занимался торговлей чаем из Китая и весьма преуспел в этом (отсюда и "чайный король"). Но затем по настоянию отца он переехал в Москву и занялся семейным делом.

Для жены и троих детей Смирнов-младший приобретает поместье на Тверском бульваре, главный дом которого Шехтель превращает в жемчужину модерна.

А начнём мы знакомство с этим особняком на улице: внимательно рассмотрим фасад этого интереснейшего здания, ставшего в начале ХХ века украшением Тверского бульвара.

Балкон, нависающий над Тверским бульваром.
Балкон, нависающий над Тверским бульваром.

Бросаются в глаза всем известные приметы стиля модерн: длинные полукруглые окна, заметная асимметрия левой и правой частей здания, изящная лепнина в виде растительных орнаментов, необыкновенный балкончик с причудливой кованой решеткой...

Окна интересной вытянутой формы и красивая лепнина над ними.
Окна интересной вытянутой формы и красивая лепнина над ними.
Интересная решётка с оригинальными коваными бантами.
Интересная решётка с оригинальными коваными бантами.

Отдельного внимания заслуживают два застеклённых эркера. Их стёкла, кстати, это тоже раритет. Трудно в это поверить, но они пережили Великую Отечественную!

Один из эркеров здания.
Один из эркеров здания.

А теперь пройдём в арку и посмотрим, как выглядит внутренний дворик дома номер 18.

Очень красивая арка в стиле модерн.
Очень красивая арка в стиле модерн.

Конечно, здесь всё скромнее и проще. Дворовые фасады выполнены в более классическом стиле.

Со стороны бульвара кажется, что в доме три этажа (некоторые и вовсе замечают лишь два!), но их на самом деле четыре. На первом этаже располагались хозяйственные помещения. Второй этаж был представительским: здесь разместились парадные залы, по которым мы обязательно пройдёмся. На третьем находились спальни хозяев и прислуги. А четвёртым этажом считается мансарда, построенная в 1990-х годах - её вообще не видно с бульвара.

Первый этаж в наше время стал полуподвальным: культурный слой поднялся почти на 70 см. Поэтому при входе придётся немного спуститься по ступенькам. Мы попадаем в Северный вестибюль. Здесь можно полюбоваться старинными сводами потолка. Частично они видны на следующем фото:

Своды XVIII века в холле первого этажа.
Своды XVIII века в холле первого этажа.

А потом можно опустить взгляд - и удивиться необыкновенному полу. Как вам такое покрытие? По-моему, смотрится очень интересно!

Оригинальное покрытие пола первого этажа ("под чугун"). Современное, конечно, а не старинное, но всё равно любуешься!
Оригинальное покрытие пола первого этажа ("под чугун"). Современное, конечно, а не старинное, но всё равно любуешься!

По мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж.

Часть лестничного холла.
Часть лестничного холла.

Именно он открыт сегодня для посещения. Вначале мы видим лестничный холл, созданный в классическом стиле:

Детали интерьера лестничного холла.
Детали интерьера лестничного холла.
Шикарная люстра: взгляд со ступенек.
Шикарная люстра: взгляд со ступенек.

Из холла проходим в Готический кабинет хозяина. Эта небольшая комната отделена от парадных залов: здесь Смирнов принимал деловых партнёров.

-14

Мебель, конечно, современная (как и в остальных помещениях), не представляющая особой ценности, но она явно вписалась в эту мрачноватую атмосферу: тёмно-коричневые диваны и кресла из потертой кожи, журнальный столик того же цвета отлично гармонируют с необычным потолком.

Торшеры тоже вписались, правда? А паркет воссоздан по старинным фотографиям.
Торшеры тоже вписались, правда? А паркет воссоздан по старинным фотографиям.

В чём необычность потолка в этой комнате? Он украшен накладными балками из морёного дуба. Это часть проекта Шехтеля. В годы советской власти балки были закрашены, а в наше время их отреставрировали - теперь мы можем видеть первоначальный облик потолка.

Оригинальный "шехтелевский" потолок готического кабинета.
Оригинальный "шехтелевский" потолок готического кабинета.
Оконные рамы тоже тёмно-коричневые. (Вид из эркера на Тверской бульвар).
Оконные рамы тоже тёмно-коричневые. (Вид из эркера на Тверской бульвар).

По соседству с кабинетом хозяина расположен изящный Будуар, или Малая гостиная. Это уже "кабинет хозяйки". Здесь можно заметить камин из розового мрамора. Шехтелем он был задуман как декоративный (впрочем, все камины особняка именно такие).

К сожалению, фотографию камина я не сделала. Была впечатлена другой достопримечательностью этой комнаты: необыкновенным "парусным" потолком, своды которого украшены лепным орнаментом из роз.

Парусные своды потолка.
Парусные своды потолка.
Фрагмент потолка с лепниной.
Фрагмент потолка с лепниной.

Дверь, ведущая в Малую гостиную, тоже необыкновенная. Обращает на себя внимание и дверной косяк, и рисунок на верхней части дверей, повторяющий, кстати, лепнину на фасаде здания.

Двери из кабинета хозяина в кабинет хозяйки.
Двери из кабинета хозяина в кабинет хозяйки.

Бра на стенах, конечно, современные, но смотрятся как "родные": они были восстановлены по старым фотографиям.

Стены декорированы светлым китайским шёлком.
Стены декорированы светлым китайским шёлком.

Мы увидели всего две комнаты, но уже понятно, почему в начале XX столетия интерьеры этого особняка произвели настоящий фурор. Каждое помещение второго этажа было выполнено в своём оригинальном стиле. Их красотой мы полюбуемся в следующих статьях.

Великолепная люстра - украшение Романского зала.
Великолепная люстра - украшение Романского зала.

А сегодня я хочу написать немного о судьбе этого дома и ответить на вопрос о том, как сюда попасть.

После революции здание было национализировано. Здесь разместился сначала ревтрибунал, народный суд, затем – прокуратура.

Интерьеры были искажены многочисленными переделками. В 2000-х годах в особняке была проведена реставрация. В настоящее время часть помещений занимает Пенсионный фонд России, а часть ещё в 1994-м была отдана компании грамзаписи "Мелодия". Вот со второй частью не всё понятно. Здесь сменяли друг друга рестораны, менялись арендаторы...

Сегодня парадные залы второго этажа сдаются компанией "Дом Смирнова" под проведение различных мероприятий, а также здесь проводятся экскурсии, на одной из которых я и побывала. Так что оказаться в этом великолепном особняке совсем не сложно: свадьба/ корпоратив/ романтический ужин/ экскурсия. Выбирайте, что Вам ближе, и приходите в гости к чайному королю, сыну водочного короля!

Все статьи об этом особняке:

* Если статья понравилась, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите несколько слов! Спасибо!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новое путешествие!