По мере того, как всё активнее приходят сообщения о приостановке (чаще всего они звучат именно так) поставок товаров в Россию; более рациональная и взвешенная часть общества всё отчётливее видит контуры будущего развития...
Как ни странно, первыми и наиболее активно отреагировали автомобильные бренды. Представители нескольких европейских, американских и японских брендов сообщили о приостановке поставок. Реакция на эту новость неоднозначная. Сообщается о резком росте спроса на автомобили. Что, разумно и вполне обосновано потащило за собой и рост цен. Другие предрекают полное падение рынка и всё в этом духе.
Начнём с того, что даже формулировка "покидаем рынок" или "полный уход" не означает невозможность вернуться в любой момент. Как это было, например, с Opel (кстати, о повтором уходе пока не сообщается). И первый уход этой марки был связан с другими причинами. Как и уход Honda или существенное сокращение модельного ряда некоторых других производителей. Так или иначе, возврат возможен, как только для этого будут условия.
Приостановка поставок и вовсе не означает ухода с рынка. Понятно, что в нынешних условиях непонятных платёжных взаимодействий и колебаний спроса, проще вовсе притормозить этот процесс, нежели столкнуться с более жёсткими проблемами в будущем. Такими бизнесами управляют не такие глупые люди, какими их видят "домохозяйки" и "таксисты" из числа тех, кто уж точно знает "как решить все проблемы".
Проще говоря, это всего лишь пауза до каких-то заметных изменений в ситуации. Прежде всего - это прекращение активной фазы боевых действий. Маловероятное перемирие и договорённости. Более вероятная капитуляция режима и последующая смена власти.
После того, как г-н Зеленский прекратит свои бесконечные звонки с просьбой помочь и взять Украину хоть куда-нибудь. Политическое давление ЕС и США на бизнес неизбежно ослабнет и начнётся другой процесс.
Однако!
Вполне конкретная позиция Китая наглядно демонстрирует готовность страны максимально заполнить эту нишу. Причём, как человек имеющий прямое отношение к автомобильному бизнесу, я могу обратить внимание на два фактора. Субъективный и объективный. Субъективный касается моего личного восприятия современных китайских автомобилей. Единственная их реальная проблема - это слабый имидж. С точки зрения начинки давно уже полный порядок. Это моё субъективное мнение. Объективны цифры. На фоне резкого падения или очень слабого роста "традиционных" автомобильных марок, китайцы (практически все ведущие из представленных на рынке) показывают стремительный и кратный рост.
Впрочем, это не означает, что привыкшие к премиальным и люксовым брендам автовладельцы сразу и легко переориентируются. Я лишь о том, что в среднем сегменте в общем-то заменить есть чем. И отвоёвывать позиции обратно будет уже сложнее.
Лично я думаю, что в короткой перспективе некоторые марки могут реально покинуть рынок. Например, американцы, у которых и так дела здесь прямо скажем не очень. Другие перестроятся. Говорить о далёкой перспективе преждевременно. Очень много факторов будут влиять на развитие событий.
Фантазировать на внезапное появление качественных отечественных автомобилей я, конечно, не буду.
Другое дело в не менее близком мне сегменте водно-моторной технике. По некоторым позициям Китаю тоже есть, что предложить. Но всё же весь спрос удовлетворить едва ли получится. Особенно в сегменте мощных подвесных двигателей.
Хотелось бы рассчитывать на какие-то качественные изменения в этом секторе. Появление, наконец, российского производства. Но, будем реалистами. Пока нет реальных предпосылок к этому. Я думаю спрос будет снижаться в целом ближайшее время. В небольшой мощности какое-то замещение обеспечат китайские моторы. Но глобально поставщики будут искать пути обхода. Что, безусловно, повлияет на стоимости.
Впрочем. В текущий момент, когда решается, как вообще будет развиваться мир в ближайшей перспективе. Кто будет задавать тон и диктовать условия. Всерьёз рассуждать о тех спекуляциях, которые сейчас происходят... не думаю, что вообще стоит. Люди в панических настроениях готовы скупать всё, как в последний раз. Чем, конечно, пользуются и продавцы-спекулянты.
DM_812