Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Откуда штанги троллейбуса "знают", по каким проводам им двигаться на развилке

В некоторых городах ещё есть троллейбусы, которые запитываются от воздушной контактной электросети. Хотя сейчас их остаётся всё меньше и меньше, потому что их меняют на электробусы. Эта замена обусловлена тем, что "паутина" из воздушных линий портит внешний вид города. Да и оголённые провода с напряжением в 600 вольт над головой - это не то, что хотелось бы видеть. Вот об этой контактной сети сегодня и поговорим. А именно о том, как троллейбусные штанги-токоприёмники проезжают развилки.

-2

И ведь действительно, если направление троллейбусом водитель задаёт рулём, то как происходит и выбор направления движения токоприёмников?

Для этого на развилках контактной троллейбусной сети есть целый механизм, и называется он стрелка СТУ-5. И как можно видеть, если смотреть на эту стрелку снизу, она довольно-таки сложно устроена.

-3

1 - секционный изолятор,

2 - плита,

3 - контактный провод,

4 - подвижные перья,

5 - анкерный трос.

-4

Собственно, как вы уже могли догадаться, управление как раз и осуществляется подвижными перьями. Если посмотреть на весь механизм повнимательнее, то можно увидеть, что у стрелки есть подвижная часть, которая и смещает перья. Само смещение регулируется электромагнитом. Когда на него не подаётся напряжение, то пружина фиксирует перья в таком положении, что штанги троллейбуса поедут направо. Если же на электромагнит подать напряжение, то его усилие окажется больше, чем у пружины, и перья стрелки передвинулся, после чего штанги поедут налево.

-5

И казалось бы, всё просто. Но есть пара нюансов.

И здесь всё дело в том, что в новых троллейбусах и контактных линиях переключение стрелок вправо и влево делает автоматика. Система сама видит номер маршрута троллейбуса и двигает перья.

Однако в советское время водителям приходилось самим переключать эти стрелки. Принцип был такой: если ехать накатом, то штанги поедут направо, а если с нажатой педалью хода, то налево.

-6

Сложности возникали при подъёме в горку, когда ни о каком накате и речи идти не может, а также при стоянии на перекрёстке. И поэтому от этой системы быстро отказались в пользу кнопки в салоне, которая по радио активировала систему электромагнитов стрелки. Когда водитель нажимал на эту кнопку, то можно было даже услышать из салона звуковое сопровождение, похожее на звонок советского будильника.