Поиск и оценка кандидатов на вакансию руководителя — это всегда сложный процесс. Ведь в этом случае не достаточно того, чтобы кандидат был профессионалом в своей отрасли. Он должен быть еще и эффективным управленцем.
Выяснить, обладает ли кандидат на должность руководителя нужными компетенциями, можно еще в процессе проведения собеседования. Преподаватель Русской Школы Управления Елена Лимонова рассказывает, как это сделать.
Как оценивать кандидатов на руководящую должность
Способ оценки таких кандидатов несложный. Для этого отлично подойдет четырехуровневая шкала для оценки компетенций. Составьте список важных компетенций для конкретной руководящей должности и проанализируйте каждую из них:
- 0 — компетенция не развита и у кандидата нет желания ее развивать.
- 1 — компетенция есть, но проявляется не всегда (либо если он очень хорошо знаком с процессом, либо когда у него есть четкие инструкции).
- 2 — компетенция проявляется стабильно и регулярно.
- 3 — компетенция есть и он готов поделиться своими знаниями с другими.
Читайте на медиапортале Русской Школы Управления: Рекрутинг в кризис: как найти хорошего управленца
Ключевые управленческие компетенции
Помимо профессиональных компетенций при оценке руководителя важно учитывать еще и уровень управленческих компетенций. Для по-настоящему эффективного руководителя уровень таких компетенций должен быть на отметке 2 или 3 (по приведенной выше шкале).
Список базовых управленческих компетенций выглядит так:
1. Убедительная коммуникация
Как правило, интроверты способны быть более убедительными, чем экстраверты. Для интроверта важна цель коммуникации, а для экстраверта — сам процесс.
2. Планирование и организация работы
Он должен понимать, как спланировать и выстроить работу, чтобы его сотрудники укладывались в сроки и понимали, какие задачи перед ними ставят.
3. Ориентация на результат
Для хорошего руководителя важен результат, а не процесс. Он должен четко представлять, как идти к поставленной цели.
4. Развитие подчиненных
Чем ниже какая-либо компетенция развита у кандидата, тем больше он опасается конкуренции со стороны своих сотрудников. И, конечно, в этом случае он не будет давать им развиваться. Чем выше развиты компетенции у кандидата, тем больше развития он дает сотрудникам.
5. Адаптивность
Насколько быстро он может меняться в сложных условиях. Умение собрать себя, сбалансировать атмосферу в коллективе.
Дополнительные компетенции, которые играют важную роль на руководящей должности:
- EQ (эмоциональный интеллект) — умение сочувствовать, сопереживать, осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, управлять эмоциями.
- VQ (интеллект уровня жизненной активности) — наличие других интересов и хобби помимо работы, из которых можно черпать дополнительную энергию и ресурсы. Чем выше запас жизненных сил, тем успешнее руководитель будет на рабочем месте.
- SQ (социальный интеллект) — умение заводить полезные знакомства, налаживать деловые связи, выстраивать общение с людьми.
- LQ (любовный интеллект) — умение замечать хорошее, радоваться мелочам, совершать добрые поступки.
Хотите прокачать свои навыки области подбора и оценки кандидатов на ключевые должности в компании? Учитесь на курсах Русской Школы Управления по подбору персонала!