Российский авторынок встречает весну потрясением: АвтоВАЗ резко повысил цены на всю продукцию, установив грустный рекорд — семейство «Ларгусов» одномоментно подорожало на 247 тысяч рублей или на 30 процентов! Другие модели не отстают: в новейшей истории России ещё не было столь резких колебаний цен на отечественные автомобили.
Для Волжского автозавода мартовское удорожание второе за год (первое случилось в новогоднюю ночь), то есть за два месяца «Лады» стали дороже на 14-33%. Например, «Ларгусы» в базовых комплектациях теперь стоят больше, чем раньше просили за топ-версию, а дешевле миллиона рублей можно купить только Granta и Niva Legend.
Самая доступная новая легковушка на нашем рынке — Granta в кузове седан — стала дороже на 86 тысяч рублей, а с конца декабря прошлого года цена увеличилась на 97 тысяч рублей или 16%. Кросс-универсал Granta за тот же период прибавил 108 тысяч рублей.
Абсолютный российский бестселлер в 2021 году — Lada Vesta — подорожала на 170 тысяч рублей, причём прибавка не зависит ни от оснащения, ни от типа кузова. Самый доступный седан стоит от 1 032 900 рублей, цены Vesta SW Cross приблизились к 1,5 миллиона рублей, а Vesta Sport дороже ещё примерно на сто тысяч рублей. Во сколько обойдётся обновлённое семейство Vesta сейчас сложно представить — с учётом масштаба доработок цена может перешагнуть отметку два миллиона рублей.
XRay продается хуже остальных тольяттинских моделей, но базовая версия разом прибавила 22% или 180 тысяч рублей. Теперь «пустой» хэтчбек обойдётся в 1,01 миллиона рублей, а за максимально оснащённый XRay Cross с вариатором и японским мотором придётся выложить 1,51 миллиона рублей.
На этом фоне адекватными выглядят наценки на «Нивы»: Niva Travel подорожала на 124 тысячи, Niva Legend — на 63 тысячи, а заводская тюнинг-версия Bronto — на 115 тысяч рублей. Прибавка в 14-17% за два месяца — это минимальное удорожание тольяттинских машин в изменившихся экономических и политических реалиях.
С такими рекомендуемыми ценами завода изготовителя не нужно никаких накруток от дилеров, но их аппетиты никуда не делись. Осложняет ситуацию остановка оформления автомобильных кредитов — на таком фоне российский авторынок рискует рухнуть сильнее, чем в «коронавирусном» 2020-м. В марте катастрофические результаты двухлетней давности вряд ли повторятся, но на дистанции квартала или полугода продажи новых машин обвалятся так, что не поможет даже программа государственных субсидий.