Как проводить экспресс-психотерапию самому себе, клиентам, коллегам, родственникам, друзьям.
Ваши клиенты, родственники, друзья, коллеги – живые люди, и поэтому некоторые из них, находясь в стрессовой ситуации тотального кризиса в России, могут испытывать ряд негативных эмоций в силу различных факторов: проблемы на работе, в семье, с финансами, со здоровьем, и им нужна психологическая поддержка.
Конечно, вы не обязаны проводить профессиональную психотерапию людям, окружающим вас, но жизненные реалии вынуждают нас вести психологическую коррекцию с целью как можно быстрее вернуть «бойца в строй». Вы можете, использовать психотерапию или нет. Это как говорится, факультативные знания для коуча. Но это поможет вам быстро утилизировать негативные эмоции у клиентов и вернуть их в рабочее настроение.
Сразу отмечу, что не работает в этих ситуациях.
Не срабатывают следующие речевые стратегии, высказывания:
· «Давай отложим эмоции в сторону. Хватит переживать». Он рад бы их отложить, он все понимает не хуже вашего, но он не может.
· «Я не понимаю, из-за чего вы так расстроились». Возможно, для вас это не существенно, а для другого человека очень даже важно.
· «Это все ерунда, не серьезно. Брось думать об этом». Это тоже не работает.
Если бы он мог, то он давно бы бросил, но он сам не может, ничего сделать с этими эмоциями. Тогда, что в этих ситуациях работает? Экспресс-психотерапия!!!
Принципы экспресс-психотерапии.
· Эмпатия. Выслушивание и понимание эмоций, проблем клиента.
· Принятие важности эмоций, которые испытывает человек
· Эмоциональная поддержка человека. «Я верю в тебя, ты сильный человек, ты этим справишься».
· Сообщение нужной информации по проблеме и ее решению.
· Разработка конкретного плана решения проблемы.
· Составление дорожной карты выполнения решений.
Экспресс-психотерапия проводится строго по показаниям.
В случае выраженных эмоциональных нарушений у человека, которые мешают его основной деятельности: уныние, тревога, страх, напряжение, раздражение, гнев.
В каких случаях показана экспресс-психотерапия:
· стрессовые ситуации;
· конфликты в семье;
· конфликты на работе;
· потеря работы;
· потеря финансов;
· внезапное получение информации о тяжелом заболевании.
Экспресс-психотерапии используется тогда, когда человеку нужно привести его эмоции в рабочее состояние, снять стресс, создать позитивный настрой. Чтобы человек почувствовал, что его поддерживают окружающие люди.
Экспресс-психотерапию лучше проводить в уединенном месте, где нет посторонних людей. Только вы и сотрудник. Время проведения психотерапии не больше 20- 40 минут. В это время вам никто не должен мешать.
Существует готовый пошаговый алгоритм, проверенный многолетней практикой, который я использую уже 30 лет.
Как построен данный алгоритм помощи:
1. Выслушивание человека. Вентиляция эмоций.
2. Снятие исключительности состояния.
3. Описание проблемы и ее диагностика.
4. Структурирование ситуации. План решения проблемы.
5.Нахождение ресурсных состояний в прошлом и настоящем.
6. Видение позитивного будущего.
7. Эмоциональная поддержка со стороны психотерапевта.
8. В некоторых случаях вызов клиенту.
Вентиляция эмоций. Ваша задача: просто слушать, иногда задавая уточняющие вопросы. Никаких оценок и предложений, пока человек не успокоится. Дать ему возможность выплеснуть негативные эмоции.
Снятие исключительности состояния. Показать клиенту, что его проблема типична для всех людей. Другие люди ее решали, и клиент ее тоже решит.
Описание и диагностика проблемы, что произошло, какие люди участвуют в этой проблеме, какие обстоятельства? К какому классу проблем относится проблема клиента:
· Здоровье.
· Семья.
· Работа.
· Отношения с другими людьми.
· Финансы.
· Что еще.
Структурирование ситуации. Неясность, неопределенность и хаос в голове неизменно вызывает у людей тревогу, уныние и растерянность. Хороший психотерапевт это понимает. И даже, если вы сами не знаете, как решить ситуацию, старайтесь показать различные варианты решений, взвешивайте все за и против, рассматривайте разные сценарии развития события, выстраивайте пошаговый план действий, дорожную карту. Подобное структурирование способствует ясности мышления и пониманию проблемы и успокаивает человека (хотя вполне возможно, что план еще не раз придется менять).
Ресурсные состояния из прошлого. Напомнить человеку о его прошлых успехах: «ты же был мастером спорта», «у тебя же два высших образования», « ты такие серьезные проекты реализовывал». Если напомнить человеку, что когда-то он бы героем, победителем, он вновь окажется способен на подвиги! Указать то, сколько уже кризисов было в России и все пережили.
Видение позитивное будущее. Умение рисовать радужные перспективы – важное качество хорошего психотерапевта. Человек должен увидеть свое позитивное будущее: повышение квалификации, карьерный рост, прибыльный бизнес, хорошую семью, решение своих настоящих проблем, новых друзей.
Эмоциональная поддержка. Вам нужно уметь демонстрировать свою уверенность, решимость, боевой дух. Вы излучаете спокойствие, оптимизм, стабильность и надежность. Ваша задача продемонстрировать, что вы верите в человека, его возможности и умения. В конце беседы скажите ему: «Я верю в тебя, ты сильный, ты справишься, у тебя все получится». Очень важно держать «сильную интонацию»
Вызов. Для некоторых амбициозных клиентов можно использовать вызов, некоторую провокацию. «А ты слабак, тряпка?», «Почему ты терпишь, почему не борешься?» «Соберись!»