Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О признании недействительным предписания об исчислении и внесении платы за размещение вскрышных пород в отсутствие лимитов

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2021 г. по делу А27-15311/2020

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Административного органа об исчислении и внесении платы за размещение вскрышных пород в отсутствие лимитов на их размещение, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции без изменений.

Фабула дела:

Административный орган провел внеплановую проверку Общества, в результате которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В частности, Обществу вменяется факт осуществления деятельности по размещению вскрышной породы на объектах размещения отходов в отсутствие проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Не согласившись с требованиями Административного органа, Общество обратилось в суд.

Правовое обоснование:

1.Судами установлено, что в рассматриваемом случае Общество осуществляло размещение вскрышной породы на указанных объектах размещения отходов на основании действовавшей проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (в части объектов размещения отходов).

При этом Административным органом не представлено доказательств превышения нормативов предельно допустимых выбросов или лимитов на размещение отходов.

В соответствии с предписанием Административного органа Обществом в нарушение условий пользования недрами допущено превышение фактических показателей распределения вскрышных пород по годам эксплуатации плановым. Вопреки доводам Административного органа судами установлено распределение обществом вскрышных пород в соответствии с действовавшей проектной документацией.

2.Также, судами установлен факт, что на лицензионном участке осуществлялась добыча каменного угля подземным способом; кроме ведения открытых горных работ Общество осуществляет консервацию горных выработок шахты по проекту.

На территории, нарушенной производственной деятельностью шахты, Общество также ликвидирует мелкие горные выработки, деформацию и провалы поверхности в соответствии с Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 02 июня 1999 г. № 33 (действовала на момент рассмотрения дела) (далее – Инструкция). Исходя из положений статьи 1, пункта 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 44 Инструкции, пункта 5.8.10 информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям ИТС 16-2016 «Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», лицензии на пользование недрами суды признали правомерным использование обществом вскрышной породы для ликвидации опасной зоны – вызванной отработкой запасов подземным способом деформации поверхности (просадки) промплощадки для размещения горно-шахтного оборудования.

3.При этом суды признали доказанным, что в рассматриваемом случае спорная вскрышная порода не размещалась, а накапливалась в течение 10 месяцев, после чего была вывезена на внешний отвал. С учетом данного обстоятельства суды обоснованно сочли неисполнимым один из пунктов предписания Административного органа, согласно которому в нарушение пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Общество разместило вскрышные породы на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

4.На Общество возложена обязанность рассчитать и произвести плату за размещение отходов вскрышных пород в отсутствие установленных лимитов на их размещение. Установив, что вскрышная порода складировалась на срок менее 11 месяцев, суды пришли к обоснованным выводам, что в рассматриваемом случае на основании абзаца девятнадцатого статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» имело место накопление отходов, пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за накопление отходов не предусмотрена.

Резюме суда:
Законодательство допускает использование вскрышных пород для выполнения работ по планировке промплощадки на основании действующей проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При этом, плата за негативное воздействие на окружающую среду при накоплении вскрышных пород менее 11 месяцев не взимается.