Недавно познакомился с одной довольно-таки, не новой (1988 год издания), но не очень известной книгой, в жанре футурологии. Это произведение «Человек после человека: Антропология будущего», британского писателя Дугласа Диксона. Вообще, жанр в котором написана эта книга, англичане называют «спекулятивной фантастикой», но у нас такой термин не приживается из-за явного негативного оттенка слова «спекулятивный».
Дугал Диксон умозрительно (еще один контекст английского термина) представляет будущую принудительную эволюцию человека в самых разных формах. Как абсурдных, так и «научно» обоснованных.
Вакууморф.
Один из «триумфов» генной инженерии. Может жить и работать в открытом космосе, занимаясь ремонтом галактических кораблей снаружи. Но жизнеспособен опять же только в космосе, воздействия гравитации выдержать не может.
Возможно, на мой взгляд, произведение Дугала Диксона было бы куда более известным изданием если бы идеи как автора, так и его художника были более… изящными. Следить за этими фантастическими псевдоэволюционными видами «человека» будущего весьма интересно, вот только «картинка» на редкость даже неприятна. Долго пришлось выбирать что-то для иллюстраций к данной статье, руководствуясь просто эстетическим чувством. «Техногенный» вакууморф, как ни крути – самый симпатичный. Возможно потому что он менее всего похож на пародию человека. Вот, например, строители лодок – довольно сносные на вид по сравнению с остальными.
Глядя на эти рисунки, сразу вспоминаешь гениальную классику чешского художника и реконструктора Зденека Буриана, знакомого еще по старым советским учебникам. И пусть тяжелы были надбровные дуги, слишком массивны челюсти у его «моделей», но было в них какое-то молчаливое достоинство и … человечность. У Дугала же Диксона на кого не посмотришь – все какое-то недоразумение. Хотя возможно в этом и есть весь смыл выдуманной «эволюции».
Нашлось место и для обычных, неизменившихся людей, вот только они совсем неожиданно куда-то исчезают из вымышленного эволюционного древа. Честно сказать, книга оставляет двойственное впечатление.