Найти в Дзене
С любовью из России

Как строили тоннель под Ла-Маншем

Оглавление

Хотя Англия и Франция всегда были в напряженных отношениях, идея соединения двух государств через пролив Ла-Манш будоражила людские души еще несколько столетий назад. Есть сведения, что в Римской Империи блуждали такие проекты, но, разумеется, в то время реализовать их было невозможно ни при каких обстоятельствах. В наши дни технологии уже дошли до того уровня, что можно себе позволить прорыть многокилометровый тоннель под морским дном и облегчить путешественникам жизнь!

Ранние проекты

Мысли мыслями, а вот реалистичные планы по строительству тоннеля созрели только к началу XIX века. Собственно, почему не мост? А все просто – глубоко, сильные течения, нестабильная погода. Намного спокойнее уйти под землю, чем рисковать жизнями сотен людей и огромными вложениями ради неизвестно каких выгод. Поэтому и тоннель, а не мост.

Вернемся во Францию начала позапрошлого столетия. Первый проект Наполеону представил инженер Альмер Матье-Фавье. Кстати, по своему времени задумка очень неплохая. Планировалась такая конструкция:

  • в тоннеле под землей запускаются конные экипажи, перевозящие и пассажиров и грузы;
  • освещение обеспечивается масляными лампами;
  • вентиляция обеспечивается за счет длинных труб, выходящих из морского дна и возвышающихся над поверхностью вод Ла-Манша.

И Наполеон бы обязательно этот проект реализовал, даже деньги нашел, но в 1805 году началась война, потом еще одна, в итоге Бонапарт власть потерял, идея с тоннелем на время забылась.

В 1856 году проект, наконец, вспомнился англичанам и французам, начали вести переговоры. Вроде бы, все шло гладко, но то одни, то другие постоянно колебались, затягивая принятие решения о строительстве. Их можно понять – французы и англичане опасались взаимного нападения, а тоннель очень облегчил бы проведение «операции». В результате переливали из пустого в порожнее до 1872 г., потом все заглохло.

Рабочий проект

До самого окончания Второй мировой войны о тоннеле никто всерьез не думал. Дело сдвинулось с мертвой точки в 1973 году – французы и англичане вновь решили договориться о строительстве «чуда света», как в наше время величают уже оконченный тоннель, и на этот раз все прошло гладко.

В течение десяти лет инженеры вели напряженную работу, проектируя грандиозный объект, к работам приступили в 1987 г., закончили – в 1993 году.

Вообще, должны были на год раньше сдать, но не уложились из-за кучи сложностей, возникавших в ходе работы. Оно и не удивительно, это не сельский туалет воздвигнуть, проект очень сложный!

-2

Строили так: с обеих сторон запустили по 11 горизонтальных щитов для выработки, они шли навстречу друг другу, попутно рабочие устанавливали бетонные укрепления в виде колец, формируя готовую полость туннеля. Работы шли очень быстро – новое кольцо появлялось каждый день, а то и несколько, причем, на установку его тратилось не более часа.

Интересно, что из-за особенностей пород и большой глубины залегания, французы шли медленнее – примерно по 110 метров в неделю. Англичане же перли по 150 метров за 7 суток.

Результат впечатлил весь мир – 51 километр общей длины, 39 из которых проходит под морским дном, глубина залегания достигает 75 метров. Вопреки общепринятому мнению, на автомобиле по трассе там проехать нельзя, под Ла-Маншем ходят только поезда, перевозящие:

  • пассажиров;
  • легковушки;
  • грузовики;
  • товары.
-3

А теперь о скоростях – максимальная скорость состава в тоннеле не должна превышать 160 километров в час, и этого «разгона» вполне хватает, чтобы пересечь пролив и переехать из одной страны в другую за 30 минут, и это притом, что последние 8000 лет попасть из континентальной Европы в Британию можно было только вплавь через опаснейшие коварные воды!

Источники:

https://www.tourister.ru/world/europe/united-kingdom/city/london/tunnels/1055

https://realt.onliner.by/2015/10/06/chunnel

https://novate.ru/blogs/191221/61596/

https://valluk.ru/tonnel-pod-la-manshem/

https://www.gazeta.ru/science/2020/12/01_a_13381363.shtml

https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430961/Stoletnyaya_stroyka