Найти в Дзене
С любовью из России

Как строили первую железную дорогу в России

Оглавление

В наше время без железнодорожного транспорта жизнь немыслима! Грузы перевозятся по железной дороге, люди путешествуют таким же способом. Это не особо дорого, комфортно, безопасно. Но представьте на минутку, что каких-то пару сотен лет назад о железных дорогах в России даже не слышали, а когда первую из них, наконец, построили, то доступна она была далеко не всем из-за высокой стоимости билетов!

Предпосылки

Николаю I (1825-1855) неоднократно предлагали построить железную дорогу, в первую очередь, иностранные инженеры, которые уже успели столкнуться с этой новинкой на практике, и понимали, какие выгоды и прибыли она может принести. Однако, император российский не до конца понимал, зачем его стране нужна «чугунка». Он видел в ней только:

  • огромные расходы;
  • повышенные риски, связанные с безопасностью пассажиров;
  • низкий интерес дворянства и купечества к постройке железных дорог.

Так или иначе, но на протяжении нескольких лет отказывался он от всех предложений и проектов, пока на пути царственном не повстречался инженер Франц фон Герстнер. Он дураком не был и прекрасно понимал, что в сравнительно беспокойный XIX век особый интерес для любого правителя представляют фишки, связанные с армией. Чех расписал Николаю, как быстро в случае необходимости железка сможет перемещать войска, и тот, немного подумав, дал добро на строительство. Дело было в 1835 году…

Инженер Франц Герстнер
Инженер Франц Герстнер

Строительство

Проект будущей дороги утвердили в апреле 1836 года, а сами работы начались 1 мая. Чугунка должна была:

  • выходить из Санкт-Петербурга;
  • проходить через Царское Село;
  • уходить к Павловску.

Всего порядка 30 километров (на практике получилось 27), работы шли очень быстро.

Уже в июне рабочие закончили временный навес (типа вокзала), в сентябре выстроили вокзал и депо в Царском Селе, причем, с довольно сложным круговым разворотом, а 30 сентября провели первые испытания на незаконченной дороге.

Правда, использовали не паровоз – вагоны тянули кони, но стало очевидно, что дорога надежная, может выполнять свои функции, деньги потрачены не впустую!

3 ноября опробовали паровоз, привезенный из Англии, причем, ему увеличили колесную базу примерно на треть для повышения скорости передвижения. И да, по меркам того времени она была нереальной – в среднем 51 км/ч при максимальной аж 64 км/ч! В мае 1837 года дорога была открыта полностью, то есть до самого Павловска, а в 1838 г. вся первая чугунка перешла на паровозы – до этого чаще катались на лошадиной тяге.

-3

Что получилось?

Получилось качественно, эффектно, дорого (около 5 миллионов рублей потратили, гигантские деньги по тем временам) и, как и многое другое из XIX столетия, неравноправное. Например, на церемонию запуска первого паровоза в 1836 году пустили только людей знатных, простое же население так и осталось без праздника. Вагоны отдельного слова заслуживают – самые дешевые, проезд в которых стоил 40 копеек, были без крыши и мягких сидений. Вроде бы ничего такого, как кабриолет, однако не забываем, что речь идет о Санкт-Петербурге, там погода несколько раз в день меняется!

-4

Другие же вагоны были с крышами, а стоимость на билет достигала 2,5 руб., что очень дорого. Причем, вместимость самых дешевых достигала 10 человек, а дорогих – 8, то есть немного просторнее, но не сильно. Главное же преимущество – защита от дождя и палящего солнца, а также мягкие сиденья.

Николай же по-прежнему смотрел на чугунку, как на «вытягивалку» денет. Не верил он, что железная дорога сможет принести доход. Как же он ошибался! Новинка очень понравилась людям всех сословий, только за первый 1838 год по короткому маршруту прокатилось около 700 тысяч человек, каждый из них платил за билет, и грандиозный по стоимости проект окупился всего за 5 лет небывалая скорость «возврата инвестиций»!

Источники:

https://ria.ru/20121111/910190392.html

https://tass.ru/obschestvo/11357969

https://histrf.ru/read/articles/otkrytiie-zhielieznoi-doroghi-miezhdu-pietierburghom-i-tsarskim-sielom-event

https://foma.ru/tsarskoselskaya-chugunka.html