СИНГАПУР. Правительство Вьетнама до сих пор занимает неоднозначную позицию в отношении российской военной операции на Украине, учитывая свои тесные связи в области безопасности как с Москвой, так и с Западом, выступающим против войны. Ханой находится в затруднительном положении, потому что его экономическое развитие, а также интересы безопасности в отношении все более напористого Китая, с которым Вьетнам оспаривает территорию в Южно-Китайском море, зависят от постоянно улучшающихся отношений с правительствами западных стран, особенно с Соединенными Штатами.
Зная, что Вашингтон и европейские столицы активно пытаются сформировать единый блок против России для координации санкций и ответных мер, Ханой вынужден хотя бы на словах поддержать осуждение Западом «вторжения Москвы в демократическое государство». С другой стороны, Россия всегда была крупнейшим поставщиком оружия во Вьетнам и остается ключевым его торговым партнером. Советский Союз был одним из немногих друзей коммунистического Вьетнама в 1980-е годы, когда многие на Западе считали его государством-изгоем. Россия стала первым стратегическим партнером Вьетнама, и на сегодняшний день входит в тройку «всесторонних стратегических партнеров» страны наряду с Китаем и Индией.
В прошлом году российские аналитики по вопросам безопасности даже обсуждали, должны ли военные страны попытаться заключить новое соглашение о передислокации войск во вьетнамскую военно-морскую базу Камрань, построенную Советским Союзом в 1970-х годах. К 2002 году российский военно-морской флот покинул базу в бухте Камрань, передав все объекты вьетнамцам. «Реакция Вьетнама, как правило, неоднозначна, поскольку они хотят сохранить хорошие отношения с Москвой, при этом, безусловно, понимая, что российское вторжение представляет собой прямую угрозу принципу невмешательства страны, особенно с учетом собственного восприятия Ханоем угрозы со стороны Китая», - сказал Нгуен Кхак Гианг, аналитик из Университета Виктории в Веллингтоне.
Путин делает свой ход. 21 февраля президент России Владимир Путин признал две «отколовшиеся» области на востоке Украины, Донецкую и Луганскую, независимыми республиками, против чего выступили многие правительства мира. Через три дня, рано утром 24 февраля, Путин объявил о полномасштабном вторжении на остальную часть Украины. В последние дни произошли ожесточенные бои, когда украинские военные и гражданские лица сражались в арьергарде, чтобы защитить свои восточные города, включая столицу Киев, от нападения России.
По данным вьетнамского правительства, в 2019 году товарооборот между Вьетнамом и Украиной составил всего 536 миллионов долларов. Для сравнения, его торговля с Россией, историческим партнером Вьетнама, в том году составила около 4,4 миллиарда долларов. Однако вьетнамский народ сохраняет некоторые тесные связи с Украиной с тех пор, как она была частью коммунистического Советского Союза. Один из самых важных бизнесменов Вьетнама, Фам Нхат Выонг, основатель и председатель крупного конгломерата Vingroup, начал свой бизнес в Украине, где в 1990-х создал успешную компанию по производству лапши быстрого приготовления. Только в прошлом месяце в Ханое прошла церемония, посвященная 30-летию установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Украиной, получившей независимость от Советского Союза в 1991 году.
Ле Тхи Тху Ханг, представитель министерства иностранных дел Вьетнама, заявил 23 февраля, что посольство страны в Киеве работает над обеспечением безопасности вьетнамских граждан. Три дня спустя премьер-министр Вьетнама Фам Минь Чин подписал официальный приказ различным министрам и аппарату Коммунистической партии о сотрудничестве в планах защиты вьетнамских граждан и юридических лиц на Украине.
Неожиданный ход Сингапура. 28 февраля Сингапур сделал неожиданный шаг, объявив о своих собственных санкциях против России, включая финансовые меры и экспортный контроль. Хотя город-государство и Индонезия - единственные две страны Юго-Восточной Азии, которые открыто осудили военное нападение Путина на Украину, Сингапур редко принимает собственные карательные меры против других государств. «Сингапур намерен действовать совместно со многими другими странами-единомышленниками, чтобы ввести соответствующие санкции и ограничения против России», - заявил парламенту министр иностранных дел Вивиан Балакришнан. Ожидается, что из-за того, что Сингапур и Индонезия находятся в отдалении от региона, остальная часть блока АСЕАН не будет занимать какую-либо позицию в отношении войны на Украине. Но, в частности, Вьетнам находится под давлением Запада, чтобы он также ответил на действия России. «Я надеюсь, что Вьетнам сможет присоединиться к международному осуждению этого неспровоцированного нападения», - написал посол Великобритании в Ханое Гарет Уорд утром в день российского вторжения на прошлой неделе.
Но это маловероятно, считают аналитики. «Вьетнам, скорее всего, займет нейтральную и сдержанную позицию по этому вопросу, чтобы не навредить своим отношениям как с Россией, так и с западными странами», - говорит Ле Хонг Хип, старший научный сотрудник программы вьетнамских исследований Института ISEAS-Юсофа Исхака. Однако Хип добавил, сказав: - «Вьетнам, вероятно, продолжит подчеркивать необходимость соблюдения международного права и Устава ООН».
23 февраля представитель министерства иностранных дел Ле Тхи Тху Ханг заявил, что Вьетнам «соблюдает Устав Организации Объединенных Наций и основные принципы международного права, способствуя обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе и вокруг него». Государственные СМИ Вьетнама также разделились по поводу войны на Украине, отмечает Радио Свободная Азия в недавнем отчете. Газеты, управляемые Коммунистической партией, цитировали обе стороны конфликта, тогда как в прошлом они склонялись на сторону Москвы, возлагая вину за кризисы на Запад, в том числе после аннексии Крыма Россией в 2014 году.
Вьетнам делает ставки. В статье в интернет-газете Bao Tin Tuc Агентства новостей Вьетнама даже говорится, что действия Путина «разрушили надежду на дипломатическое решение конфликта». Аналитики не уверены, попытается ли теперь Ханой как можно больше молчать о войне на Украине, не желая расстраивать Москву или западных партнеров Вьетнама. Но вьетнамское правительство прекрасно понимает, что вторжение России в Украину будет иметь геополитические последствия далеко за пределами Восточной Европы.
Несмотря на опасения по поводу разрушения солидарности между западными демократиями накануне российского вторжения, до сих пор большинство аналитиков считают, что США, европейские государства и другие государства продемонстрировали активное сотрудничество и решимость в противодействии войне. Тем не менее, есть опасения, что, поскольку внимание Запада сосредоточено на Украине, китайское правительство может счесть это подходящим моментом для еще более напористых действий, в том числе в отношении своих территориальных претензий в Южно-Китайском море.
«Действительно опасение Вьетнама заключается в том, что вторжение России создаст прецедент для Китая, который прибегнет к насилию для разрешения споров, особенно в Южно-Китайском море», - сказал Хиеп. Однако пока это представляется маловероятным. Пекин, по-видимому, нейтрально относится к российскому вторжению, о чем свидетельствует его воздержание во время голосования в Совете Безопасности ООН по этому вопросу, вместо того, чтобы присоединиться к России в наложении вето на это предложение.
Хип из Института ISEAS-Юсофа Исхака считает, что война на Украине также может «побудить Вьетнам пересмотреть свою политику в отношении России, особенно для того, чтобы меньше зависеть от импорта оружия из Москвы». Независимо от ее военного успеха или неудачи на Украине, Россия может еще долгое время оставаться государством-изгоем. Масштабные санкции, вероятно, будут действовать в отношении России в течение нескольких месяцев, если не лет, и они уже нанесли удар по экономике страны, поскольку рубль сейчас находится в свободном падении.
Соединенные Штаты, все еще важный партнер Вьетнама в области безопасности, также могут использовать этот кризисный момент, чтобы оказать давление на Ханой и заставить его переместить свой военный импорт из России в США, к чему вьетнамское правительство, по-видимому, было более открыто в последние годы. В Белой книге по обороне Вьетнама, опубликованной в 2020 году, говорится, что страна «рассмотрит возможность развития необходимых, надлежащих оборонных и военных отношений с другими странами для взаимной выгоды и общих интересов региона и международного сообщества».
НИЛ БОУИ И ДЭВИД ХАТТ