В глухом углу Забайкалья, на тупиковой ветке, где в 1900-16 годах Транссиб заканчивался речным портом на Шилке, в 15км до Сретенска встречает ПГТ с забавным названием Кокуй, ныне превосходящий сам город (6,8 тыс. жителей, на пике было 12 тыс.). А уж выходцев из него так и вовсе половина Забайкалья.
Амуру был нужен флот, и если в Сретенске корабли нагружали, то в Кокуе - собирали их. С приходом железной дороги здесь было построено несколько сборочных верфей, филиалов крупнейших судозаводов России вроде Сормовского или Балтийского. Суда везли в Кокуй частями на поездах, собирали их (иногда - в деревянных корпусах из местного леса) да спускали на воду, а портом приписки этих судов мог быть хоть Благовещенск, хоть Николаевск.
С Кокуйских верфей вышла и мощнейшая в истории пресных вод Амурская военная флотилия с базой в Хабаровске. В 1935 году всё это свели в Сретенский судозавод, ставший флагманом машиностроения Читинской области. Само собой - в те времена, когда заветы вот этого товарища чтили:
В позднесоветскую эпоху расположенные за 3000 километров от моря Сретенск строил сухогрузы и морские сейнеры, буксиры и бункеровщики, круизные лайнеры проекта "Ерофей Хабаров" и военные катера от дореволюционного "Штыка" до современного "Москита". Его заказчиками были Амурское пароходство, рыболовные флотилии дальневосточных морей и даже азиатские страны вроде Индонезии или Камбоджи. Душить предприятие раньше экономики начала экология - уже в конце 1980-х обмеление Амура серьёзно ограничило завод в тоннаже, ну а там и "невидимая рука рынка" за дело взялась.
Последним судном из Кокуя стал грузопассажирский теплоход "Ительмен", отправленный в 2014 году на Камчатку, предпоследним - маломерный траулер "Кормчий", в 2001 году завершивший заказанную ещё при Советов серию таких судов. В 1990-х ССРЗ всё больше переходил на мебель, лодки и бытовые товары, ну а я увидел его в коматозе - формально, по состоянию на июнь предприятие было живо, но верилось это с трудом. В октябре 2021 года ССРЗ в очередной раз стал банкротом, и кризис-менеджер выставил цеха на продажу как металлолом, а общественность пока ещё надеется призвать инвестора.
Символом же Кокуя вот уже 30 лет остаётся недостроенный сейнер проекта "Приморье", с 1992 года ржавеющий на зарастающем стапеле.
И даже пограничный катер-памятник "Аист" попал на пьедестал в Сретенске за самовывоз: